17.11.2005 00:30
    Поделиться

    В Манеже открылась выставка, посвященная Плисецкой

    Приехавшая на открытие Майя Михайловна сама с интересом рассматривала свои фотографии разных лет, начиная с семейных, с детских, из которых самая любимая, по ее признанию, та, что была сделана в 1929 году, когда ей было четыре года. А затем фотографии сцен из балетных постановок, репетиций, встреч со знаменитостями, из которых, впрочем, сама Плисецкая знаменитее всех. Но приятно увидеть Майю Михайловну вместе с Ольгой Спесивцевой, Михаилом Барышниковым, Эльзой Триоле, Коко Шанель, Марком Шагалом.

    Снимать ее необыкновенную пластику, выразительное лицо - это, конечно, одно удовольствие, которым активно пользовались отечественные и зарубежные фотомастера, начиная с Виктора Ахломова, Ричарда Аведона, Коллет Массон, Евгения Умнова, Леонида Жданова, Алена Берже, Владимира Блиоха. Да о чем говорить, если сама Джина Лоллобриджида была счастлива сфотографировать тридцать с лишним лет назад сцену из балета "Анна Каренина", в которой Николай Фадеечев (Алексей Александрович Каренин) тщетно пытается удержать пустившуюся в полет от мужа Майю Михайловну.

    Попытка Плисецкой станцевать музыку понятна, тем более что она всегда удачна, и еще понятнее желание зафиксировать этот зримый музыкальный образ в ее лице. Известно несколько прекрасных фотоальбомов балерины, начиная с того, что в 1992 году сделал Пьер Карден, и заканчивая изданием, вышедшим прошлой осенью в Москве усилиями Валерия Головицера. Так что перед устроителями нынешней выставки стояла лишь проблема отбора из огромного материала.

    Кроме фотографий, в экспозиции представлены рисунки Владимира Шахмейстера - давнего друга и почитателя балерины. А тут еще на плазменных экранах непрерывно показывают фрагменты балетов, в которых танцевала Плисецкая, фильмы о ней, о ее творческих вечерах. Все вместе создает совершенно необыкновенное ощущение творческого мира великой артистки, в который погружается посетитель выставки. Особенно, когда схлынет понятный ажиотаж на открытии, вызванный появлением в Манеже самой Майи Плисецкой. Дюжие охранники с трудом выгородили пространство в этом столпотворении для виновницы торжества и сопровождавших ее лиц, в том числе директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой. Последняя, когда пришло время открывать выставку, объявила среди присутствующих фотоконкурс на лучший снимок Майи Плисецкой с двумя огромными букетами алых и белых роз. Само несоответствие между объявленным возрастом юбилярши и тем, что видишь перед собой, составляет предмет особого эстетического переживания. Так что фотосессия Плисецкой только набирает силу, устремляясь в будущее.

    Поделиться