"Есть у меня такое право - жить в федеративном государстве, и я его защищаю, как умею", - решительно выступал один из авторов запроса от СПС, секретарь политсовета партии Борис Надеждин. Второй день заседаний в КС стороны продолжали оспаривать (или защищать) нормы Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ". Напомним, что жалоба "Союза правых сил" была присоединена к заявлению тюменского геолога Владимира Гришкевича. Оба заявителя посчитали, что введенный с этого года новый порядок вступления в должность для губернаторов существенно нарушает их права. Как известно, теперь главу администрации избирает региональное законодательное собрание по представлению президента. При этом президент может распускать заксобрание (если оно дважды отклонило кандидатуру) и даже отрешать главу субъекта от должности.
Именно это право увольнения подвигло Надеждина на зловещие аналогии.
Обращаясь к конституционным судьям, он вкрадчиво подбирался к теме: "По этому закону президенту ничто не мешает буквально на следующий день после выборов распускать законодательные собрания, представьте, что такое правило применяется в отношении конституционных судей, ведь не так важно, кто вас назначил, гораздо важнее, кто может вас за 30 секунд уволить". В этом факте оратор усмотрел нарушение принципа разделения властей - "вместо использования существующих институтов пошла ревизия федерализма".
Его коллега, адвокат СПС Вадим Прохоров, тоже ратовал за признание закона неконституционным". Он припомнил, что при принятии документа глава ЦИК Александр Вешняков предложил ограничить срок его действия 10 годами, но депутаты поправку не поддержали, и теперь закон "бессрочный".
Все ожидали, конечно, выступления представителя Госдумы в КС Елены Мизулиной, которая в своей частной жизни не просто обладает партбилетом СПС, но и является председателем комиссии по разрешению внутрипартийных споров. Возможно, именно поэтому в своем выступлении она была, безусловно, непримирима, защищая закон и на рациональном, и на эмоциональном уровне. Мизулина решительно заявила, что при новом порядке "президент РФ самим фактом своего участия гарантирует независимость губернатора от законодательного собрания". Правда, позже в своем выступлении пользу закона она обосновывала как раз необходимостью создать "сильные региональные парламенты", так что кто уж там кого угнетает в провинции - неясно. Широкими мазками Мизулина набросала картину регионов, в которых губернаторы пьянствовали раньше месяцами, пока жители бедствовали. Надеждин, получив возможность задавать вопросы, не растерялся и поспешил тут же спросить, кто именно из 37 переназначенных губернаторов (всего их назначено 42), "который бы пьянствовал месяцами, а после переназначения перестал пить". Председательствующий Валерий Зорькин под одобрительное хихиканье зала поспешил снять вопрос.
А вспомнив обстоятельства, при которых принималось решение о федеративной реформе (сразу после Беслана), Елена Мизулина не постеснялась и патетики: "Федеральная власть не имела реальных механизмов пододвинуть или отправить в отставку главу администрации, а при отсутствии единства исполнительной власти как сохранить единство России?" Но она не заставила слушателей мучиться в неизвестности: "Россия - это не Швейцария, это гигантская страна, ее протяженность - наш крест, и мы должны согласиться с издержками при введении унифицированной системы".
Более изящно выразил свою мысль по этому поводу представитель Совета Федерации Юрий Шарандин: "У каждой страны свой путь к демократии, и страна вправе выбирать скорость движения по этому пути". Ну а речь представителя президента в КС Михаила Кротова вынудила Зорькина заметить: "Ваше сегодняшнее выступление заставляет нас задуматься о регламенте". Впрочем, Кротова можно было понять - это только второе его выступление в КС, и он счел нужным буквально по косточкам разобрать заявителей. Главным пунктом его позиции стало упорное возвращение к предложению судьям вообще прекратить судопроизводство по жалобам за "несоответствие критериям допустимости обращения в КС".
Однако избежать необходимости осветить сущность губернаторской власти он не смог: "Сейчас с выстраиванием вертикали власти идет процесс строительства партийной системы". Тут Кротов подробно рассказал о внесенном в Думу законопроекте, согласно которому победившее на выборах в местный парламент партийное большинство сможет предлагать президенту свою кандидатуру в губернаторы. Кротов также напомнил о многочисленных случаях отступления от прямой выборности губернаторов до 2005 года: главу Дагестана избирал Госсовет республики, руководитель Карачаево-Черкесии в 1995 году был назначен президентом по согласию местных законодателей, дважды менялся порядок введения в должность для главы Мордовии. Он также добавил штришок к губернаторским нравам, искренне признавшись: "Теперь глава региона не просто представляет свой регион, а является доверенным лицом федерального центра, становится еще более статусной фигурой, равной министру. И никто в центре не сможет сказать, что губернатор является какой-то подозрительной фигурой, неизвестно как попавшей во власть, и ему не надо давать средств".
На момент подписания номера слушания в КС продолжались.