Пожалуй, впервые с тех пор, как в нижней палате появилось устойчивое парламентское большинство, не скрывающее своей пропрезидентской ориентации, федеральный бюджет рождается в таких муках.
Обычно все шло по накатанной - поспорив в профильном комитете, договорившись с минфином накоротке о финансировании объектов в своих округах, депутаты, представляющие большинство, легко соглашались со всеми цифрами, предложенными правительством, и отвергали все попытки меньшинства внести поправки в проект на публичном чтении. В 2003 году коалиция центристов провела проект федерального бюджета-2004 через второе чтение вообще без единой поправки, полностью одобрив правительственный вариант.
В этот раз разногласия минфина и "единороссов" проявились уже на этапе нулевого чтения. Получив поддержку президента, депутаты "Единой России" смогли добиться увеличения основных параметров проекта бюджета. Но продолжали оказывать давление на правительство, демонстрируя своим избирателям принципиальность и независимость. Ко второму чтению проекта минфину пришлось искать дополнительные средства на финансирование объявленных президентом новых социальных программ. За две недели до третьего чтения 128 "единороссов" потребовали открыть федеральные адресные инвестиционные программы, которые правительство "формирует без согласования с Госдумой", представить данные о распределении средств по объектам этих программ, а также установить в бюджете фиксированные тарифы. К третьему чтению на проект бюджета поступило более тысячи поправок. Около четырехсот из них думский Комитет по бюджету и налогам рекомендовал к принятию - и это тоже нарушение традиции. Обычно профильный комитет к проекту бюджета на всех этапах его чтений относился более бережно.
И теперь, по словам первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова, "принятие бюджета в третьем чтении состоится без каких-либо проблем". Среди наиболее важных поправок, которые поддержаны профильным комитетом, Морозов назвал дополнительное финансирование строительства одной из атомных станций.
Принципиальной он считает и поправку, в которой депутаты предлагают установить фиксированные тарифы.
Еще не принятый окончательно - после третьего будет и четвертое чтение - бюджет уже получил самые замечательные характеристики. Его называют поворотным, потому что, по мнению председателя думского Комитета по труду и социальной политике Андрея Исаева, "мы видим явно наметившийся поворот государства к человеку, к усилению социальной политики". "Это поворотный бюджет, - заявил Исаев журналистам, - в нем очень сильно увеличены расходы на социальные цели; в частности расходы на здравоохранение почти удваиваются, более чем на четверть возрастут средства, выделенные на образование".
"Новый бюджет - это бюджет развития", - подчеркнул Олег Морозов, напомнив, что инвестиционная составляющая проекта бюджета - это 600 миллиардов рублей. Кроме того, в нем учтены средства на финансирование национальных проектов в размере 134 миллиардов рублей.
Сегодня депутаты также рассмотрят в первом чтении законопроект, направленный на установление предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию.