Тем не менее лидер Националистической лиги севера Умберто Босси, едва оправившись от затяжного сердечного приступа, приехал в сенат вместе с женой и сыном. Для него это был "час истины": депутатам предстояло принять решение по вопросу о федеративном устройстве Италии, за которое активно выступал Босси.
В итоге сенаторы поддержали самую радикальную за всю послевоенную историю Италии конституционную реформу. "За" проголосовали 170 сенаторов. "Против" - 132, в том числе три пожизненных сенатора - бывшие президенты Итальянской Республики.
Реформа существенно расширяет полномочия итальянских регионов. Теперь области приобретут "суверенитет" в таких сферах как здравоохранение и образование. В их компетенцию перейдет так называемая административная полиция. В руках центральных властей останется национальная дорожная сеть и средства связи, электростанции и государственные предприятия.
Но самое главное состоит даже не в этом. Конституционная реформа ведет к существенному усилению полномочий главы правительства, в то время, как глава государства - президент республики, окончательно лишается реальной власти.
Вступив в должность, премьеру больше не потребуется просить в парламенте вотум доверия. Главе правительства будет достаточно выступить с заявлением об общих направлениях своей политики. А парламентарии смогут лишь высказаться по этим "общим направлениям".
Конечно, институт вотума доверия - или недоверия - сохранится. Премьер будет вправе по любому поводу запросить вотум доверия. Если он его не получит, то не исключен роспуск парламента. Правда, решение о роспуске примет сам премьер, а не президент республики, как сейчас.
А что же останется главе государства? Он сохранит статус "гаранта конституции федерального единства республики". Это значит, что коллегия выборщиков главы государства расширяется за счет представителей областей.
Палата депутатов останется единственным органом политической власти в стране. Число депутатов сократится с 630 до 518, причем 18 мест достанется представителям итальянских диаспор, живущих за рубежом. Сенат становится прежде всего представительным органом федерации.
Итальянская оппозиция выступила решительно против таких изменений конституции. Более того, она отказалась участвовать в редактировании поправок. В первую очередь ее не устраивает усиление роли главы правительства, который и без того наделен широкими полномочиями. Оппозиции считает, что конституционная реформа - не более чем "предвыборный маневр" нынешнего правительственного большинства и лично главы кабинета Сильвио Берлускони.
Между тем
Расширяя полномочия областей, партии, входящие в правительственную коалицию рассчитывают привлечь на свою сторону избирателей, которым весной 2006 года предстоит избрать новый состав парламента. "Теперь мы победим" - так прокомментировал исход голосования в сенате Сильвио Берлускони.