Как известно, в соответствии с указом президента РФ Бориса Ельцина объекты соцкультбыта, в число которых входят и детские дошкольные учреждения, приватизации не подлежали. И тем не менее люди предприимчивые сумели большинство из них прибрать к рукам. Первое, что сделали новые хозяева, - выкинули маленьких обитателей вместе с нянечками и воспитателями из утопающих в зелени тихих уютных особнячков. "За последние пятнадцать лет в столице закрылось и было перепрофилировано 640 детских дошкольных заведений из 1007, имевшихся у ведомств", - сообщили "РГ" в департаменте образования правительства Москвы.
Это ровно вдвое больше, чем столичные власти сумели построить за это же время новых садиков. "Ситуация в городе просто катастрофическая, - говорила на недавнем "деловом завтраке" в редакции глава этого ведомства Любовь Кезина. - Чтобы устроить ребенка в садик, мамы записываются в листы ожидания, будучи еще беременными".
Что же происходит теперь за высокими заборами, где недавно звенели детские голоса?
Первую попытку заглянуть за них корреспондент "РГ" предприняла на соседней с редакцией улице Марины Расковой, где в начале девяностых детские площадки можно было встретить чуть не через каждую сотню метров.
У дома N 14/22, где размещался садик ФГУП "Российской самолетостроительной компании МиГ", я обнаружила не меньше десятка иномарок внушительных размеров, с первого взгляда на которые было понятно - куплены не на зарплату воспитателя. Безнадежно потолкалась в мощные ворота. Обнаружив помаргивающую красным светом лампочку, жму на кнопку.
"Что угодно? - загремел раздраженным голосом динамик. - Садик? Какой садик? Давно нет и в помине..." Ответ на вопрос, кто теперь занимает здание, последовал краткий: "А вам какое дело?"
Перехожу через дорогу к дому N 11а, к еще одному "миговскому" садику. То, что его тоже не существует, ясно с первого взгляда - разноцветные металлические карусели и лесенки свалены грудой металлолома в углу двора. Обойдя не раз вокруг территорию, мне удается привлечь внимание охранника. И снова похожий на прежний диалог: "Садика нет. Вообще никого нет. Все рушится". - "Можно ли посмотреть?" - "Ни в коем случае..."
С такой же картиной чаще всего сталкивались и члены комиссии Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которому правительство РФ поручило разобраться с детскими дошкольными учреждениями, вопрос о которых поставила Москва. Их проверка, коснувшаяся пока лишь примерно трети садов, тем не менее дает довольно точное представление о происходящем.
Кто, оказывается, только не поселился в детских песочницах! Например, на улице Касаткина, 18, стр. 1, в садике ФГУП "ВПК-Инвест" теперь располагается Московская резиденция духовного управления мусульман России. Почти две тысячи квадратов отдали духовенству в безвозмездное пользование аж до 2027 года! Неплохо устроился и Союз армян России - тоже в детском саду, на улице Советской Армии, 8, стр. 1. Его договор с ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики" истек еще в 2002 году, но арендатора не тревожат и по сей день.
Обосновались в бывших детских садах коммерческие клиники (пр. Мира, 105), парикмахерские, кафе-бары и магазины (ул. Сходненская, 17), архив (ул. Ставропольская, 4, корпус 2) и даже выставка сувенирных изделий (ул. Кирпичная, 50).Более трех десятков организаций из 82 проверенных не имеют к детям никакого отношения!
Но эти здания хоть эксплуатируются, а значит, одни лучше, другие хуже, но все-таки сохранились. Другим повезло еще больше. Их отняли у детей, а затем бросили на произвол судьбы. И теперь в детсаде по улице 7-я Лазенки, 18 (владелец ФГУ "Геронтологический центр Переделкино"), например, обитают бомжи. В еще одном садике - по ул. Астрадамской, 15, переданном в 2003 году Государственной научно-технической библиотеке, нет воды и тепла, потихоньку рушатся стены. Только вывеска осталась от детсада по проезду Черепановых, 56 "А", куда водили своих отпрысков железнодорожники - в нем нет уже многих окон и дверей.
Спрашивается, как могло такое случиться? Да по-разному. Иногда (и довольно часто) происходило с благословения Минимущества России, как в случае, когда оно позволило ФГУП "Эксплор" торгануть садиком по Новохорошевскому проезду, 16. Другие пользователи зданий разрешения и не спрашивали, зная, что остановить их самоуправство некому. Поэтому встретить сейчас в Москве "живой" ведомственный садик кажется большим счастьем. Я испытала его, когда, уже не ожидая ничего хорошего, вдруг обнаружила территорию детства - на улице Поликарпова, 23, где, как и десятилетия назад, расположен детсад N 1741 завода им. Сухого. "Как же вы уцелели?" - с благоговением интересуюсь у заведующей Ларисы Петровны Лобановой, пестовавшей вот уже в течение двадцати пяти лет сначала детей, а теперь и внуков заводчан. "Дети спасли, - бесхитростно призналась она. - У нас садик - на сто ребятишек, и даже в самые плохие времена меньше не было. Они и есть моя главная охранная грамота". Когда завод, как и вся оборонка, попал в трудное положение и рабочих стали сокращать, осталось мало и "своих" малышей. И тогда Лариса Петровна вышла на улицу. Встретит маму с коляской: "Садик нужен? Быстренько беги к моему руководству писать заявление". Открыла ясельную группу, взяла к себе шестилеток из соседней английской спецшколы. А когда ее вызывали, чтобы в очередной раз объявить о том, что все, сад закрывается, беспомощно разводила руками: "А куда я сто детей дену?"
Увы! Другим в округе повезло меньше: из 70 детских дошкольных учреждений Фрунзенского района, которые Лариса Петровна, общественный инспектор по дошкольному воспитанию, знала как свои пять пальцев, выжила от силы четверть. "Года три назад смотрю, наша райуправа отдает садик Мосремстроя под участок для мировых судей, - вспоминает она. - Говорю главе: "Вы что, не любите детей?" - "Это некорректный вопрос", - отвечает он мне. И все-таки, добиваюсь я от него, что будем делать, когда рождаемость поднимется и экономика пойдет на подъем - ведь среди работающего населения-то 55 процентов женщины? Отмолчался и поступил по-своему.
А рождаемость в столице и впрямь пошла в рост. Да и ВВП Москва к 2010 году обещает удвоить, особенно если мамам помогут определить детишек в надежные руки. "Вот почему мы ставим вопрос о передаче городу пока хотя бы тех детских дошкольных учреждений, которые находятся в федеральной собственности и используются не по назначению", - рассказал "РГ" первый зам. мэра, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк. Задача, казалось бы, не очень сложная - что городская, что федеральная собственность - хозяин один, государство. Требуется издать лишь соответствующее распоряжение правительства РФ. Но на деле процесс передачи оказался мучительно сложным и длительным даже тогда, когда ведомства готовы отдать детсады добровольно. Например, МВД России приняло такое решение относительно трех своих детсадов еще в марте прошлого года. "Все, что зависит от столичного департамента имущества, мы сделали быстро", - говорит его глава Владимир Силкин. И тем не менее распоряжение правительства страны вышло лишь через год. Сейчас о согласии расстаться с детскими садами сообщили еще 25 ведомств. Вот и начать бы оформлять документы пока хотя бы на них, учитывая остроту ситуации! Но в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом говорят: давайте лучше все объекты разом.... "Пока мы копим все сразу, вырастет не одно поколение юных москвичей, - возмущается Росляк. - Особенно если учесть, что сейчас решается вопрос о передаче в собственность столице не только детских садиков, но и учреждений здравоохранения, культуры, профобразования и спорта. То есть процесс может растянуться вообще на годы".
И потому буквально в конце прошлой недели мэр обратился к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову с письмом, в котором изложена просьба пока запретить куплю-продажу всех объектов, судьбу которых решает сейчас малоповоротливая бюрократическая машина.
Ирина Рукина, депутат Мосгордумы, первой забившая в Москве тревогу по поводу ясельно-садовой вакханалии несколько лет назад, ставит вопрос еще резче: "Надо отдать городу не только дошкольные учреждения, оставшиеся в федеральной собственности, но и те, что ушли с торгов. Нашло же государство средства, чтобы вернуть себе нефтяные компании. Сделать то же самое с детскими садами - это даже не задача, а его необходимая миссия", - уверена депутат. Ведь если упустить его еще немного, то выкупать придется не только деревяшки зданий, а самое главное, достояние любого детсада в Москве - землю. Долго ли сможет столица еще сдерживать ее продажу? Когда с молотка пойдет и земля, тогда на детском вопросе можно будет ставить крест окончательно.