22.11.2005 02:40
    Поделиться

    В Костроме произошла серьезная авария на коллекторе

    На дне Волги дремлет дюкер замедленного действия

    Следующим вечером кадры с мощным фонтаном нечистот и образованным ими искусственным озером на правом болотистом берегу Волги неподалеку от железнодорожного моста показали все вышедшие тогда в эфир местные телекомпании.

    Великая русская река вновь оказалась перед угрозой тотального загрязнения. Спустя сутки с небольшим тревогу забили в Нижнем Новгороде - фекальные стоки из Костромы дотекли-таки и до столицы Средней Волги.

    Последний звонок?

    Всего за несколько дней до аварии "Российская газета" писала об этой проблеме. Возможность реальной техногенной экологической катастрофы межрегионального масштаба давно держит в напряжении не только жителей Костромы. Население всех расположенных ниже по течению больших и малых городов и весей ежедневно ждет отсюда большой беды. Старый коллектор на волжском дне изрядно изношен за тридцать с лишним вместо плановых двадцати лет непрерывной интенсивной эксплуатации. Из-за постоянной работы предательской ржавчины толщина металлических стенок коллектора вместо стандартных двенадцати составляет сегодня от двух до четырех миллиметров. Местами злополучная труба, как показали результаты обследований, висит над образованными течением промоинами на расстоянии до полутора метров от поверхности дна.

    Можно представить себе, как внезапно обрушивается, к примеру, на эту и без того дышащую на ладан конструкцию свыше метра в диаметре какой-нибудь тяжелый рыбацкий якорь. И мгновенно выпускает на волю поток нечистот. Под рабочим давлением около трех атмосфер они непрерывно перекачиваются по дну основной водной артерии страны от главной насосной станции областного центра, расположенной на левом берегу Волги, к местным Коркинским очистным сооружениям.

    Очередной тревожный звонок раздался здесь в середине апреля, когда стенки злополучного коллектора, вновь не выдержав нагрузки, буквально рассыпались на куски на протяжении нескольких десятков метров. Произошло это, к относительному счастью всех волгарей, не под толщей воды, а на правом берегу. Но Костроме грозили сразу несколько бед: затопление нечистотами жилых микрорайонов, многодневное отключение водоснабжения, а также полный выход из строя очистных сооружений в связи с гибелью на них биомассы. Поврежденный участок сумели восстановить весной без тотального ограничения водоснабжения. Часть зловонных стоков все равно успела вырваться наружу и, "благоухая", растеклась по окрестностям вблизи береговой полосы.

    Осенняя авария мгновенно подняла на ноги не только аварийщиков городского "Водоканала". Словно по тревоге появились на месте происшествия представители региональной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям, правоохранительных и контролирующих органов - прокуратуры и Росприроднадзора.

    И вот новое масштабное ЧП. Произошло оно, по информации, полученной от исполняющего обязанности костромского межрайонного природоохранного прокурора Мутаилава Гимбатова, из-за банального инженерного недосмотра. Трактор частной фирмы из города Иванова, деловито прокладывающий вблизи Волги траншею для кабеля по заказу одной из крупных телекоммуникационных компаний, внезапно зацепил своим "зубом" трубу старого коллектора.

    Удивительно, но заезжие фирмачи работали в Костроме на авось, без руля и ветрил в виде обязательного согласования своих действий с местными земельными органами и архитектурой.

    Нечистоты под давлением незамедлительно хлынули на местность, образовав в болотистой низине озерцо, куда попало около тридцати тысяч кубометров стоков, свидетельствует главный инженер "Водоканала" Александр Кочетов. Место порыва на болотистом берегу и незамерзшую еще волжскую волну разделяло всего восемьсот метров постепенно ниспадающего в сторону Волги рельефа.

    Директор "Водоканала" Вадим Блощицын вынужден был принять решение сначала обваловать местность, а затем начать срочное переключение стоков на вспомогательную нитку коллектора, которая как раз находилась в ремонте. Сделать это оказалось непросто. Примерно в три часа ночи люди начали побеждать. Но лишь через двое с лишним суток сварщик поставил последний штрих на очередной заплате для злополучной костромской трубы. После устранения аварии испорченная нечистотами земля будет вывезена на рекультивацию.

    С учетом необходимости глушения коллектора и экстренной ломки подземных коммуникаций, ликвидация новой аварии обойдется костромскому бюджету примерно в три с половиной миллиона рублей. Пробы воды берутся сейчас согласно инструкциям на полкилометра выше и ниже по течению, чтобы окончательно убедиться - попали стоки в Волгу или уровень загрязнения реки еще не превышает предельно допустимой концентрации. Руководство фирмы из соседней области, по всей видимости, понесет серьезную, не исключено - уголовную, ответственность за последствия удара стальным "клыком" по хрупкому чугуну костромского канализационного трубопровода.

    Деньги не пахнут

    Восемь с половиной миллионов рублей за две аварии - не единственная трата денег, вызванная плачевным состоянием коммуникаций по обоим берегам и на речном дне.

    Для восстановления работоспособности жизненно важного трубопровода на наиболее поврежденных береговых участках проложено за счет муниципальных средств триста двадцать метров новой магистрали. Внутреннюю ее часть в нескольких местах укрепили стеклопластиковыми вставками, провели тщательную ревизию камер переключения. Ушло на все это около двадцати пяти миллионов рублей.

    Но общая протяженность гнилой нитки велика - пять километров двести метров. Восстановление основного и резервного ответвлений или, что гораздо предпочтительнее, прокладка новой трубы стоят, по предварительным подсчетам, не менее трехсот миллионов. Задача давно вышла за рамки муниципальной проблемы. Два последних заседания областной думы не обошлись без полемики по поводу критической ситуации вокруг будущего Волги. Один из депутатов задал вопрос: предусмотрены ли в целевой программе снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сколько-нибудь серьезные ассигнования хотя бы на санацию прогнившей канализационной магистрали? Руководитель управления областной администрации по обеспечению пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Станислав Иванов вынужден был ответить отрицательно. Начальник главного управления МЧС России по Костромской области полковник Валерий Степанчук явно стремился успокоить в дни аварии местных журналистов. Информацией о том, что угроза непредсказуемого развития чрезвычайной ситуации после устранения фонтана быстро миновала, что предельно допустимая концентрация вредных веществ в реке находится в пределах нормы, а место порыва - гораздо ниже городского водозабора. Но пресса упорно интересовалась перспективами. Тем более что в октябре областные парламентарии направили обращение в правительство Российской Федерации, где говорится о необходимости срочно принять меры для ремонта и реконструкции главного канализационного коллектора через Волгу. С учетом того, что Федеральное агентство водных ресурсов и Верхне-Волжское бассейновое водное управление не считают этот объект водоохранным и не выделяют средства для ремонта и реконструкции.

    Областные думцы требуют деньги на финансирование охраны и восстановления водных объектов в объеме не менее семидесяти процентов от суммы водного налога, поступающего из региона в федеральный бюджет. В прошлом году область получила от таких сборов более трехсот миллионов рублей. В 2005-м налог полностью ушел наверх. Региону возвращено лишь пять процентов - немногим более шестнадцати с половиной миллионов. И те, по словам председателя комиссии по аграрной политике, экологии и природным ресурсам регионального парламента Валентины Ямщиковой, потрачены на второстепенные цели типа очистки прудов. А региональная целевая программа обеспечения населения области питьевой водой с 1999 года оказалась подкреплена деньгами лишь наполовину от потребности.

    Интересно, что еще должно случиться, чтоб, перекрестясь, взялись за дело те, от кого зависит не только чистота волжской акватории, но жизнь и здоровье людей, населяющих живописные берега? Неужели требуется, согласно дурной отечественной традиции, чтобы непременно грянул прогнозируемый, но как всегда неожиданный гром? Точнее - забил фекальный фонтан из метровой толщины гнилой трубы возле железнодорожного моста через Волгу в черте Костромы, надолго отравив жизнь не только водным обитателям, но и человеку? В самом прямом смысле этих слов.

    Поделиться