Новости

23.11.2005 02:30
Рубрика: Экономика

Кто пересядет на "Жигули"

Среди кандидатов в новый состав совета директоров "АвтоВАЗа" половина - "государственные люди"

 До этого дня руководить заводом по-прежнему будет Владимир Каданников, который несколько месяцев назад подал в отставку в связи с уходом на пенсию. А в понедельник совет директоров "АвтоВАЗа" утвердил список кандидатов в свой новый состав.

Если именно эти персоны будут избраны акционерами, то получается, что половину мест в совете директоров крупнейшего предприятия российского автопрома займут государевы люди. Всего кандидатов двенадцать. Из них, как стало известно, трое служат во Внешторгбанке, где государство имеет 100-процентный пакет акций, двое работают во ФГУПе "Рособоронэкспорт" и одно место "зарезервировано" за руководителем Роспрома Борисом Алешиным. По неофициальным данным, больше всего шансов возглавить совет директоров у Бориса Алешина и заместителя гендиректора "Рособоронэкспорта" Владимира Артякова.

Что стоит за этими возможными назначениями? Корреспонденты "РГ" провели свое расследование.

На заводе

В обстановке беспрецедентной секретности совет директоров ОАО "АвтоВАЗ" на заседании, проведенном не в Тольятти, но в Москве, утвердил этот список. В пресс-центре предприятия общение с корреспондентом "РГ" ограничили лишь фразой: "Список кандидатур будет в одном пакете со всеми теми документами, которые получат акционеры накануне своего собрания. Все остальные комментарии только после собрания". Однако стало известно, что представители группы "СОК", которым после добровольной отставки Владимира Каданникова предрекали сразу несколько мест в будущем совете, в списке кандидатур не значатся. Хотя именно эта группа обеспечивает около половины поставок комплектующих на "АвтоВАЗ" и держит под своим контролем сбыт автомобилей и рынок запасных частей. И в тот момент ходили упорные слухи о том, что именно "СОК" готов выкупить контрольный пакет акций автозавода у его теперешних владельцев.

Но сейчас, с приходом в совет сразу трех представителей Внешторгбанка, в том числе и его старшего вице-президента Василия Титова, появились предположения о том, что именно этот банк готов выложить около миллиарда долларов за акции "АвтоВАЗа" и, по сути, национализировать гигант отечественного автостроения. В пользу такой версии говорит и наличие в списке кандидатур из Роспрома и "Рособоронэкспорта". Такая своеобразная национализация, ежели она состоится, будет свидетельствовать о том, что государство под агрессивным натиском иномарок решило все-таки обратить внимание и взять под крыло хотя бы одно отечественное автопредприятие. Тем более что налоговый вклад "АвтоВАЗа" доходит до двух процентов федерального бюджета. А город Тольятти с его семисоттысячным населением вообще живет практически только за счет автозавода. И в случае каких-то серьезных неприятностей с градообразующим предприятием его судьба может оказаться совершенно непредсказуемой.

В день проведения совета директоров, на котором определились его будущие члены, самарский губернатор Константин Титов, выступая в эфире одного из местных телеканалов, очевидно, уже зная тенденцию формирования списка, подчеркнул, что будет очень рад, если собственником автозавода станет государство. При этом он подчеркнул, что сейчас перед "АвтоВАЗом" стоят очень сложные задачи, которые ни в одной стране мира не решались без помощи государства.

"Рособоронэкспорт"

Новый список совета директоров "АвтоВАЗа" навел и экспертов на мысль, что государство собирается прибрать к рукам этот гигант и само рулить "Жигулями", теряющими популярность в народе. Тем более что последнее время оно при помощи своих компаний очень активно накачивает мышцы активами частного бизнеса. Достаточно вспомнить "Силовые машины", которые приобрело РАО "ЕЭС России", создание авиастроительной компании, активное участие в строительстве новых нефте- и газопроводов. Если "АвтоВАЗ" действительно перейдет под управление государства, благо это для отрасли или нет?

В "Рособоронэкспорте" ситуацию в таком ключе комментировать не стали. Но зато прислали пресс-релиз, в котором подтверждается, что в новый состав совета директоров предложены две кандидатуры от федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт" - заместитель генерального директора Владимир Артяков и руководитель департамента Игорь Есиповский. "Выдвижение акционерами "АвтоВАЗа" представителей ФГУП "Рособоронэкспорт" в состав совета директоров предприятия, - говорится в документе, - мы рассматриваем как очередной шаг в направлении развития российского машиностроения. Вхождение представителей ФГУП "Рособоронэкспорт" в советы директоров ведущих российских промышленных предприятий становится обычной практикой. В частности, уместно напомнить, что наши коллеги уже представлены в советах директоров "КамАЗа", Курганмашзавода, "Мотовилихинских заводов", Казанского оптико-механического завода, Казанского вертолетного завода и многих других ведущих предприятий российского машиностроения".

В минпромэнерго

В этом ведомстве, главном кураторе отечественного автопрома, куда "РГ" обратилась за комментарием по поводу ситуации на "АвтоВАЗе", дипломатично сослались на то, что решение совета директоров этого предприятия по поводу списка новых кандидатов - "чистой воды частное дело". А поскольку доля федеральной собственности на этом предприятии составляет 1,5 процента и примерно такой же пакет у Внешторгбанка, то рекомендовать, а тем более выдвигать свои кандидатуры в совет директоров формально государство не имеет права.

Более того, выяснилось, что в министерстве еще в глаза не видели официального списка кандидатов в новый состав акционеров, а потому предположили, что он может еще несколько раз "видоизмениться". Что касается возможного участия в управлении автогигантом "государственников" из "Рособоронэкспорта" и Роспрома, то в минпромэнерго заметили, что "это толковые топ-менеджеры".

Во Внешторгбанке

В банке, обычно охочем на комментарии, на тему "АвтоВАЗа" вообще что-либо сообщать отказались. Кроме того, не подтвердили и версию о том, что три сотрудника этого финансового учреждения стали кандидатами в новый состав директоров "АвтоВАЗа". А вопрос о том, правда ли, что государство в лице Внешторгбанка готово за 1 миллиард долларов выкупить акции "АвтоВАЗа" по рыночной цене, вызвал... долгое молчание. Впрочем, заметили "РГ" во Внешторгбанке, к концу недели "комментарии появятся, так как многое может измениться".

В Росимуществе

Наш источник в этом ведомстве ситуацию по "АвтоВАЗу" прокомментировал без энтузиазма: "По этому предприятию было уже столько проектов". По словам сотрудника ведомства, позиция Рос-

имущества по поводу участия государства в бизнесе однозначна - государство должно выполнять только социальные задачи, а о несвойственных ему функциях должно забыть. При этом в имущественном ведомстве припомнили мэра Москвы Юрия Лужкова с его бесплодными попытками реанимировать с помощью господдержки ЗИЛ и АЗЛК: "Желание сохранить умирающие производства ради сохранения мизерных зарплат лишь оттягивает финал гибели этих предприятий".

В последние годы ситуация на заводе складывалась не лучшим образом. Выпуская около 700 тысяч машин в год, что составляет почти 70 процентов всего объема производства автомобилей в России, на долю завода приходилось почти 40 процентов рынка. Но в связи с активным приходом иностранных производителей эта доля рынка может значительно сократиться уже в следующем году.

Спасет ли завод государственное управление, вопрос пока открытый. Ситуацию отказались комментировать даже представители заводов-конкурентов. "Поживем - увидим", - сообщил "РГ" президент объединения "Автопроизводители России" Евгений Левичев. По всей видимости, сами производители еще не никак не могут оценить предстоящие назначения и их последствия.

   Комментарий

Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей:

- Для меня такой состав совета директоров "АвтоВАЗа", признаюсь, был неожиданностью. Это действительно похоже на национализацию предприятия.

Российский рынок переходного периода, безусловно, неустойчив. И существует теория провалов рынка. Проседает он в каких-то отраслях - и государство начинает в него вторгаться, становится временным управляющим кризисного провала. Наш автопром (это не для кого не секрет) в провале. И, пожалуй, только у "АвтоВАЗа" сохранялась надежда, что он может занять на рынке достойное место. Если государство сейчас каким-то образом хочет подкорректировать провал и оставить хотя бы один национальный автомобильный бренд, то решение понятное. Но, честно говоря, при том количестве хороших менеджеров, которые существуют в нашем государстве, я бы на месте государства бросил силы на более приоритетные отрасли - авиакосмос, например, биотехнологии. Не автомобильной же промышленностью мы будем прирастать! Это же совершенно очевидно. И крупной социальной проблемы не было бы, если бы "АвтоВАЗ" полностью ушел в частные руки.

Какую задачу собирается решать государство? Если это какой-то неизвестный общественности и бизнесу особый стратегический проект - давайте подождем официальных разъяснений. Власть так или иначе должна объяснить, зачем такой перегруженный работой человек, как Алешин, станет еще и председателем совета директоров, а государственный банк, возможно, начнет скупать акции предприятия. Что с этими акциями будут делать? Если это предпродажная подготовка, чтобы подороже продать иностранцам, или это коммерческий проект Внешторгбанка, тогда, с точки зрения экономики, все разумно.

Мартин Шаккум, председатель Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:

-На шесть из двенадцати мест в составе совета директоров "АвтоВАЗа" его акционерами выдвинуты представители федеральных органов исполнительной власти и федеральных унитарных предприятий, ответственных за развитие российского машиностроения. Поэтому такой шаг со стороны акционеров частной компании, каким является "АвтоВАЗ", можно только приветствовать.

Думаю, что это инициатива частных акционеров. У "АвтоВАЗа" сейчас не самый лучший период. Быстрыми темпами нарастают объемы сборки иномарок на территории России. Крупный автосборочный проект начинает осуществлять "Тойота". Для повышения конкурентоспособности "АвтоВАЗа", основные цеха которого построены почти 40 лет назад, требуются масштабные инвестиции, дать их может только частный бизнес. Но для начала требуется повысить инвестиционную привлекательность предприятия.

Обращаю внимание, что в число миноритарных акционеров "АвтоВАЗа" входит Внешторгбанк. Этот банк может легко погасить старую задолженность "АвтоВАЗа" перед бюджетом, которая была накоплена в начале 1990-х годов, а затем реструктуризирована. Выкупив контрольный пакет, который сегодня стоит не очень дорого, Внешторгбанк с участием менеджмента в лице влиятельных госчиновников может провести ряд мероприятий, которые повысят капитализацию "АвтоВАЗа". После этого акции могут быть проданы крупному инвестору, который сможет модернизировать этот автогигант.

Экономика Бизнес Крупные компании Компании Автомобилестроение Российский автопром АвтоВАЗ