В разговоре двух военных я долго не мог понять: о чем они говорят, упоминая все время какого-то "подхалима". Спросил у помощника командующего Дальневосточным объединением ВВС и ПВО подполковника Сергея Рощи, а он мне опять загадками: "Он встречает и провожает гостей на острове, да и тебе попадался, ты просто не обратил внимание…".
- Это не люди - это радиоантенны, которые, сканируя воздушное пространство, словно кланяются, - поясняет Роща. - Таких антенн разных размеров и форм на острове видимо-невидимо. Кто кивает, кто крутится, а кто и замер в одном положении.…
И тут же слышу в стороне: "Поправь грабли!". Оказывается и такой формы антенны есть.
По словам начальника радиотехнических войск Дальневосточного объединения ВВС и ПВО, полковника Владимира Филипповича, радиолокационная система, которая дополнительно развернута на острове Итуруп, войдет в единую автоматизированную радиолокационную систему. Но уже сегодня она способна обеспечивать безопасность полетов транспортной и гражданской авиации на стратегических аэродромах, а также осуществлять контроль воздушного пространства над Тихим океаном.
Кроме наземного радиозапросчика, который выдает и принимает сигналы "свой - чужой", радиолокационная станция (РЛС) просматривает Тихий океан на протяжении 360 километров, определяя азимут и дальность целей, а тот самый "подхалим" - пассивный радиовысотомер (ПРВ) ведет счет в высоту на километры.Командир ГБУ (группы боевого управления) капитан Михаил Арстангалиев показывает свои позиции. Говорит, что в 15 километрах от острова пролегает международная трасса, за движением воздушных судов необходим контроль.Сейчас новая техника проходит последний этап точной настройки - так называемую юстировку.