Основное требование рабочих - повышение зарплаты на 30 процентов. Она не индексировалась, несмотря на инфляцию, три года и сейчас составляет 11-17 тысяч рублей, что примерно в 1,5 раза превышает среднюю зарплату по области. Когда предприятие только начинало работать, заработки рабочих были выше среднеобластных как минимум втрое. Недоволен профсоюз и разницей в оплате труда рабочих и управленцев. "Вилка", по их словам, достигает десяти и более раз. Еще одна претензия - "нормальные" деньги можно получать только за счет переработок, проводя на заводе больше времени, чем дома.
Рабочие вспомнили, что "баста" - слово итальянское, поэтому избрали не полный отказ от работы, а более "мягкий", так называемый "итальянский" вариант: они выполняют только операции, оговоренные в трудовом договоре и отказываются от дополнительных смен. Из-за этого за первый забастовочный день было собрано на 30 "фокусов" меньше, чем обычно. Сегодня завод живет все в том же "итальянском" режиме, а в субботу профсоюз намерен на конференции решить, проводить ли полноценную забастовку.
PR-менеджер компании "Форд Россия" Екатерина Кулиненко подтвердила корреспонденту "РГ", что в результате объявленной профсоюзом "итальянской" забастовки производственный план завода нарушен. Правда, точное число автомобилей, которые не сойдут в результате действий работников с конвейера, в руководстве компании пока назвать не берутся. Обещают лишь приложить все усилия, чтобы задержка в получении автомобилей клиентами была минимальной.
Администрация завода заявляет, что переговоры с профсоюзом продолжаются. "Мы рассчитываем вскоре восстановить нормальный режим работы", - сказала Екатерина Кулиненко.
Как сообщил "РГ" заместитель председателя профсоюза машиностроителей РФ Николай Шатохин, "итальянская" забастовка проходит следующим образом: на некоторых участках производства рабочие отказываются "нагонять" время, упущенное из-за технологических перерывов в работе конвейеров, хотя раньше эти остановки компенсировались более интенсивной работой.