Итак, Сергей Шаталов сообщил, что законопроект об упрощенном декларировании доходов, более известный как документ о налоговой амнистии, сейчас проходит согласования в государственно-правовом управлении администрации президента: "Мы его направили для анализа юридических последствий того, что нами задумано". Сергей Шаталов затруднился назвать сроки окончания экспертизы, но однозначно исключил возможность начала амнистии с 1 января 2006 года. По его даже не утверждениям, а предположениям, срок сдвигается до 1 июля 2006 года.
Как известно, эта новация имеет короткую, но бурную историю. О необходимости легализовать "серые" доходы граждан заявил еще президент России в апрельском Послании Федеральному Собранию. В июне был подготовлен первый законопроект, который немедленно подвергся уничтожающей критике на парламентских слушаниях в июне. Уходящих на каникулы депутатов насторожила строчка о тотальной проверке декларируемых доходов со стороны Росфинмониторинга. В августе правительство в целом одобрило законопроект - но после того, как шеф Сергея Шаталова Алексей Кудрин заверил, что проверяться будут лишь деньги, в отношении владельцев которых есть обоснованные подозрения в финансировании терроризма. Однако ситуация развивалась стремительно, и плодом уже непубличных обсуждений в коридорах власти (в СМИ проходила информация о совещании по этой теме у главы администрации президента) стал новый вариант документа. Он и подвергается сейчас дальнейшему "препарированию". Сергей Шаталов пояснил, что банки исключены из числа "действующих лиц" будущей амнистии. Напомним, что невозможность гарантий конфиденциальности в случае перечисления амнистируемых средств в российские банки была одним из "убойных" аргументов критиков новации.
Нынешний законопроект, как отметил замминистра, предельно упрощен. Гражданин - а амнистия ограничена только физическими лицами - не должен указывать источники "серых" капиталов и сроки, в которые они им получены. "Необходимые документы - налоговая декларация и отметка налогового органа о том, что декларация принята, а налог уплачен", - сказал Сергей Шаталов.
В отношении ставки минфин продолжает упорствовать: "Уплата 13-процентного налога станет индульгенцией для физических лиц, а для индивидуальных предпринимателей - еще и по единому социальному налогу". Впрочем, если налоговики обнаружат, что гражданин решил легализовать не все незаконно полученные доходы, то за оставшуюся в тени часть он будет нести всю полноту ответственности.
Более чем скептически отозвался Сергей Шаталов о другой новации, также находящейся в эпицентре общественного интереса, - о существенном снижении ставки НДС, одного из бюджетообразующих налогов. Сославшись на совместные расчеты минфина и минэкономразвития, он заявил, что возможное снижение ставки НДС с 18 до 13 процентов означает прямые потери федерального бюджета в сумме 500 миллиардов рублей в год. И, хотя вклад этой меры в экономический рост составит 0,39 процента за год, но и в раскрутку инфляции - примерно такой же. "Иначе говоря, экономический эффект от снижения ставки НДС будет нулевым", - резюмировал идеолог налоговой реформы. Гораздо более продуктивной и перспективной мерой по выполнению взятых на себя ранее минфином обязательств по снижению налоговой нагрузки на 1 процент в год может стать, по мнению Сергея Шаталова, сокращение ставки прямых налогов, особенно - нынешней 24-процентной ставки налога на прибыль. "А НДС - очень хороший стабилизатор, чутко реагирующий на колебания мировой конъюнктуры, и изменения ставки будут нервировать бизнес", - пояснил замминистра, добавив, что нынешняя ставка НДС соответствует европейской практике и окажет, особенно после ряда новшеств по порядку возврата НДС экспортерам, "угнетающее влияние на бизнес".
Сергей Шаталов отметил, что, несмотря на то что "строительство "здания" российской налоговой системы близко к завершению, но внесение в него изменений и усовершенствований будет идти всегда. А поскольку в этой ситуации на первый план выходит налоговое администрирование, то минфин "будет внимательно изучать 750 поправок в законопроект "О налоговом администрировании", поступившие в комитеты Госдумы после его принятия в первом чтении.
Досье "РГ"
Издание "Налоговый кодекс. Комментарии Министерства финансов РФ" построено по принципу "сменных страниц", и будет обновляться четыре раза в год, оперативно отражая все законодательные новшества в этой сфере. В этом фолианте весом более 8 килограммов представлены постатейные комментарии лучших специалистов минфина к Налоговому кодексу. Руководил авторским коллективом Сергей Шаталов.