Москва не единственный город, который меняет свои "позывные". Всего, по словам Виталия Слизеня, директора департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи России, подобные новшества ждут 19 регионов, в которых код города начинается с нуля. Делается это для того, чтобы к 2008 году перейти на принятую во всем мире систему выхода на международную связь, которая осуществляется соответственно через один или два нуля. А еще для того, чтобы впоследствии телефоны всех экстренных служб перевести на единый "чрезвычайный" номер 112, как сделано за границей.
Параллельно идет в Москве и массовая замена старых АТС на современные цифровые, которая влечет за собой смену номера телефона у многих москвичей. Но система оповещения абонентов МГТС о том, что у них вместо первой цифры 2 теперь, скажем, будет 6, работает далеко не всегда и неэффективно. Поэтому любой из горожан может попасть в ситуацию, в какой оказалась наша читательница Ольга Орлова. Она звонила своей старенькой маме по домашнему номеру с работы на протяжении двух часов, но телефон упорно молчал. Все объяснилось просто: произошла смена номера. "Ну, можно было прислать извещение об этом или просто позвонить? Ведь если я вовремя не заплачу за междугородние переговоры, мне немедленно вырубят телефон и потом, уже после уплаты, я жду целых пять рабочих дней, когда телефон включат обратно. А тут вырубили и ни слова ни полслова, - возмущалась Ольга.
В пресс-службе Московской городской телефонной сети сообщили, что обычно за несколько месяцев до замены номеров телефонов компания рассылает именные письма с предупреждением о грядущем. Но без уведомления о вручении. Дошло, не дошло, неизвестно.
Думаете, случившееся частный случай? Как бы не так. Дело в том, что если бы при переходе на новый номер во время звонков по прежнему телефону в течение нескольких месяцев включался автоинформатор, который сообщал бы о произошедших переменах, как это и положено, то москвичи пережили бы их достаточно легко. Но, оказывается, на той же АТС 210-й, о которой речь уже шла, и чьи номера теперь начинаются с 610, такой автоинформатор включат лишь примерно в середине декабря - когда новые номера телефонов поменяют всем без исключения абонентам. Также происходит и на всех остальных меняющихся АТС. Ставить персональный автоинформатор каждому москвичу у МГТС нет технической возможности. Это означает, что владельцев телефонов примерно на протяжении двух месяцев ждет такая же неразбериха, которую испытала на себе Ольга Орлова. Как сказали "РГ" на Останкинском телефонном узле, именно столько времени идет замена номеров одной АТС. Причем нашей читательнице, можно сказать, еще повезло - у нее сменилась лишь одна цифра номера, а у многих москвичей меняется две, три, пять цифр. Если учесть, что замена на цифровые станции происходит или уже прошла на 94 АТС, каждая из которых обслуживает десять тысяч абонентов, то выходит, что в эту переделку связисты втянули почти сто тысяч горожан. Умножим еще на три, так как средняя семья в столице состоит из трех человек, то есть и число пострадавших ровно втрое больше. В общем, сработал знакомый принцип: хотели как лучше, а получилось, как всегда.
Впрочем, уверяет Слизень, переход на новые коды должен пройти мягко. Во-первых, на привыкание к новой системе междугородной связи дается два месяца - с первого декабря по первое февраля. Все это время в Москву можно будет звонить сразу по двум кодам - и 495, и 095. К концу срока телефонисты проанализируют звонки, и если выяснится, что большинство предпочитает звонить по-старому, срок действия кода будет продлен.