Состояние российской экономики в четвертом квартале 2005 года продолжает оставаться неустойчивым. Продолжается "ползучее" падение темпов роста ВВП и промышленного производства. Остается высокой базовая инфляция, вновь ускорился рост потребительских цен, а их в свою очередь поневоле разогревает еще более быстрый рост цен производителей.
Печальный октябрь
Официально оценка ситуации не внушает ни краткосрочного, ни среднесрочного оптимизма. Динамика ВВП с исключением сезонного и календарного факторов указывает на устойчивую тенденцию к замедлению роста. По расчетам минэкономразвития, ВВП вырос в октябре на 0,3 процента, тогда как в третьем квартале среднемесячный темп роста составил 0,5 процента, а во втором квартале - 0,8 процента. Замедление экономического роста в основном обусловлено резким падением темпов роста экспорта, в сочетании с ослаблением роста внутреннего инвестиционного спроса.
В наибольшей степени тенденция к торможению роста проявилась в снижении темпов развития промышленности. Так, с исключением сезонного и календарного факторов промышленное производство выросло в октябре на 0,2 процента против
0,6 процента в среднем за месяц во втором и 0,7 процента в третьем кварталах. В целом за десять месяцев промышленное производство выросло на 3,9 процента по сравнению с 7,1 процента за январь-октябрь 2004 года.
Надежды на перелом тенденции практически нет, поскольку в связке с производством тормозят инвестиции. В октябре рост инвестиций с сезонной очисткой снизился до 0,8 процента по сравнению с 1 процентом в среднем за месяц в третьем и 1,7 процента во втором кварталах. При том, что базовая инфляция осталась в октябре на высоком уровне 0,9 процента, потребительский спрос не ослабевает и составляет 11,8 процента прироста. Неудивительно, что динамика потребительских цен за десять месяцев держится на годовом уровне в 13 процентов и не собирается снижаться. Спрос все больше уходит в цены, а не в прирост производства. Это называется стагфляцией.
Может ли стагфляция перейти в кризис
О том, что в экономике и прежде всего в реальном секторе наблюдаются признаки стагфляции, экономисты заговорили еще в первом квартале 2005 года, если не раньше. Несмотря на весь разнобой мнений, объяснений и рецептов самого разного толка, эксперты не менее разных взглядов практически едины во мнении, что нынешняя модель развития самой экономики и ее регулирования государством неэффективна. Рост экономики не только неустойчив, но и структурно несбалансирован по отраслям, доходам и производительности, регионам, во внешней торговле и финансах и, что самое болезненное, по социальным группам и слоям населения. Даже неспециалисту понятно, что такой рост не только не может быть устойчивым, но, наоборот, будет постоянно держать Россию в напряжении на пороге того или иного кризиса.
Надо сказать, что современная российская история достаточно богата исходным материалом для формирования целого направления отечественной экономической "кризисологии". Предсказывать различного рода финансово-экономические потрясения дело не только увлекательное, но и практически беспроигрышное, поскольку эти потрясения, в том числе и с техногенной подоплекой с той или иной степенью регулярности и масштабности случаются. Поскольку для них, за исключением чистого форс-мажора, имеется достаточный набор факторов: от изношенности инфраструктуры и основных фондов промышленности и транспорта, финансовых махинаций до непродуманных действий ведомств отдельных чиновников в реализации тех или иных законов. Демографические же тенденции и того хуже (см., например, предыдущий номер "Российской бизнес-газеты").
Затянувшиеся дискуссии о плохой модели
Разговоры на тему "хотели как лучше", как, впрочем, и о коррупции в России можно вести до бесконечности и идейной бесплодности. Но саму проблему модели роста не обойти и не объехать на каком-нибудь "круглом столе" или научно-практической конференции. Поскольку проблема роста реально и быстро на глазах превращается из собственно проблемы роста в проблему выживания нации, ее депопуляции.
Отметим, что государство до сих пор лишь констатировало наличие серьезных структурных дисбалансов и институциональных ограничений экономического роста. Это зафиксировано в до сих пор не принятой среднесрочной программе, первоочередных мерах по стимулированию экономики и многочисленных исследованиях независимых экспертов и международных финансовых институтов. Даже денежно-кредитная политика, как текущая, так и на перспективу, остается весьма пассивной, по сути дела лишь стремлением удержать нынешние инфляционные и курсовые параметры. Две антиифляционные программы: летняя и нынешняя фактически оказались "засогласованными" до почти полной заморозки. Из "неприкасаемого" стабилизационного фонда исправно выплачивается не только внешний долг, но и долги фонда пенсионного. А их немало - только в 2005 году дефицит ПФР составил ни много ни мало 213 миллиардов рублей.
Где реформы и рынок капитала?
Реформа местного самоуправления, если говорить откровенно, пущена на самотек: кто хочет и может - делайте, остальные - свободны. Но и в таком режиме, по оценке главы Счетной палаты Сергея Степашина, туда пойдет до 40 процентов средств консолидированного бюджета. Гарантий их эффективного использования у финконтроля пока нет. И ведь именно на местном уровне будут создаваться основные условия выполнения национальных проектов, реформы ЖКХ.
С другой стороны, против инициатив чиновников в области совершенствования налогового администрирования бизнес и депутаты буквально восстали: по некоторым оценкам, в случае их принятия от 70 до 90 процентов предпринимателей будут вынуждены выйти из бизнеса или как минимум сменить сферу деятельности (подробнее о проблемах налогового администрирования и малого бизнеса в целом, состояния пенсионной реформы, а также финансирования строительства на местах см. материалы предыдущего и нынешнего номеров "Российской бизнес-газеты").
Весьма вяло, особенно по сравнению с потребностями развития малого и инвестиционного бизнеса, идет реформа банковской системы, финансовых институтов и рынков. Да, там проводятся и надзор, и определенные профилактические мероприятия, но, думается, без обиняков можно сказать, что признаков начала формирования эффективной кредитно-финансовой системы в стране не замечено. Дело ведь не только в надежности вкладов, но и в наличии рынка капитала, доступности кредита для малого и среднего бизнеса, которые сделают привлекательной ипотеку. А без эффективных финансов и кредита не может быть никакой экономики: ни "рыночной", ни госкапиталистической. Как ни крути, опять выходит "плач Ярославны": нет реформ - нет роста, есть реформы - получается "как всегда". И пока суть да дело, российский бизнес и физические лица активно скупают все, что можно за рубежом. Одновременно там же крупные российские компании и банки берут все новые займы, пользуясь дешевизной и доступностью импортного кредита. Сказать, что они идут на внутренние инвестиции, а не на поддержку экспансии внутреннего потребления, было бы, честно говоря, преувеличением.
Без ускорения темпов проектам не обойтись
Конечно, реализация четырех президентских общенациональных проектов поможет экономическому росту и прежде всего внутреннему спросу. Однако отметим, во-первых, что проекты эти все-таки по своей сути социальные, то есть они были запущены с целью поддержания на приличном уровне базовых социальных гарантий и самого уровня жизни, созданию общедоступных жизненных стандартов. И, подчеркнем, реализация многих проектов будет невозможной без обуздания инфляции, ускорения темпов роста и модернизации экономики. Одно от другого здесь неотделимо.
Но с экономическим ростом, инфляцией, инновационной моделью развития в России пока проблемы. А ведь только экономический рост и низкая, 3-5-процентная инфляция создадут такой поток доходов, который сделает ипотеку доступной и не обесценит прибавки к пенсиям и зарплатам бюджетников. Только конкуренция и прозрачный доступ к земельным участкам и кредитным ресурсам ликвидируют пресловутую административную ренту. Так что рост, технологии, инновации и конкуренция по-прежнему остаются на повестке дня. Вместе со всеми программами и мерами, по которым надо принимать решения. Если они "виртуальные" - класть их в стол. Если реальные - начинать выполнять.
Впрочем, сдвиги есть. Михаил Фрадков подписал на прошлой неделе постановление "О положении об Инвестиционном фонде". В бюджете-2006 на инвестфонд предусмотрено 69,7 миллиарда рублей, а в следующие два года - свыше 70 миллиардов рублей. Положение об Инвестиционном фонде вступает в силу с 1 января 2006 года. Как сообщил источник в минэкономразвития, заявку с техобоснованием подало только правительство Санкт-Петербурга - на строительство "Западного скоростного диаметра" - платной дороги протяженностью 46,4 км. Общая стоимость строительства - 57,37 миллиарда рублей.