29.11.2005 03:00
    Поделиться

    Сергей Катырин: ОП должна выступить за инновационную экономику

    Общественная палата - новая возможность для предпринимателей быть услышанными

    - Сергей Николаевич, почему именно вас делегировали в Общественную палату?

    - Наверное, потому, что курирую деятельность двух десятков из 33 комитетов ТПП, постоянно нахожусь, как говорится, на связи с региональными торгово-промышленными палатами. А это колоссальный объем постоянно обновляемой информации.

    - Что же подсказывает эта информация? Решения каких вопросов с помощью Общественной палаты, на ваш взгляд, ждет бизнес-сообщество?

    - Трудно выстроить иерархию. Все проблемы многогранны, как правило, требуют комплексного подхода. Концептуально в число первостепенных задач я бы поставил решительную поддержку осмысленного перехода экономики на инновационный путь развития.

    Минерально-сырьевая база страны такова, что Россия объективно была и будет ведущим экспортером энергоресурсов, металлов, леса и т.п. Но нельзя до бесконечности связывать рост благосостояния с мировой конъюнктурой. Недооценка собственного научно-технического потенциала, возможностей отечественных перерабатывающих отраслей привела к ужасающему состоянию основных производственных фондов. Куда ни глянь - более половины оборудования изношено до предела, прогрессивные технологии, поставленные в других странах, что называется, на поток, у нас десятилетиями остаются опытно-экспериментальными.

    Речь должна идти не об умалении роли российской добывающей промышленности, а о повышенном внимании к обрабатывающим отраслям, увеличении их вклада во внутренний валовый продукт.

    - Разговоры об этом идут давно. Но, кажется, дорогу эту "уж не увидеть ни мне, ни тебе"?

    - Ну почему же? Буквально на днях я встречался с одним из разработчиков пакета законопроектов, призванных привести к радикальным структурным сдвигам. Все вполне реально сделать в обозримой перспективе.

    Надо рассматривать бизнес не в отрыве от общества, а как его органическую составную часть. Без бизнеса общество будет неполноценным. Равно и бизнес без общества нежизнеспособен.

    - Президент ТПП Евгений Примаков, как известно, имеет возможность донести свое мнение до высшего руководства страны, старший вице-президент Борис Пастухов, председатели ряда профильных комитетов являются заметными депутатами Госдумы. Неужели такому предпринимательскому "лобби" в законотворчестве требуется еще и помощь Общественной палаты?

    - Надо шире понимать задачи Общественной палаты. Кроме федеральных законов, жизнь общества регулируется огромным числом нормативных актов, принимаемых правительством, министерствами и ведомствами. Законов прямого действия, по понятным причинам, невозможно изобрести на каждый, даже важный нюанс реальной жизни.

    Рекомендации, которых ждут от Общественной палаты, позволят всем, кто занимается нормотворчеством, задуматься не только об узковедомственных или корпоративных интересах. Поелику, возможно, надо стремиться к тому, чтобы каждое принимаемое решение воспринималось обществом как благо, а не очередной подвох со стороны власти.

    Есть такое крылатое изречение: "Два юриста - три мнения". Исследования, проведенные Всемирным банком, показали, что 75 процентов российских менеджеров сталкивались с разноречивой, а потому и непредсказуемой интерпретацией многих положений действующих нормативных актов официальными лицами.

    Безусловно, противоречия и пробелы в законодательстве серьезно осложняют ведение бизнеса в нашей стране, снижают его привлекательность для инвесторов и повышают риски для предпринимателей. Кроме всего прочего, Общественная палата создается и с целью общественного контроля за деятельностью органов власти всех уровней.

    - К двум старинным российским бедам потенциальные инвесторы добавляют еще две - высокие административные барьеры и коррупцию. Наверное, здесь должна возвысить голос Общественная палата?

    - Международные эксперты рассчитали, что если бы Россия оказалась в мировом коррупционном рейтинге не между Зимбабве и Гондурасом, как сегодня, а, скажем, между Чехией и Грецией, то инвестиции в нашу экономику возросли бы на 4 процента от общей суммы ВВП, а темпы роста самого ВВП - как минимум, на полпроцента ежегодно. А если бы нам по уровню коррупции удалось сравняться с соседними скандинавскими странами, то эффект в отношении роста ВВП был бы втрое больше.

    Недавно Торгово-промышленная палата направила в правительство РФ свои предложения, связанные с подготовкой проекта федерального закона "О ратификации Конвенции ООН против коррупции". При этом мы обратили особое внимание на необходимость развития альтернативных способов разрешения экономических споров и внедрения антикоррупционных стандартов ведения бизнеса. Такие стандарты должны быть, на наш взгляд, выработаны с учетом рекомендаций Международной торговой палаты по борьбе с вымогательством и взяточничеством, обновленная версия которых была принята в октябре 2005 года.

    Сегодняшняя ситуация существенно отличается даже от второй половины 90-х годов, когда советы директоров в большинстве компаний напоминали семейные клубы, ключевые решения принимались при закрытых дверях, а 99 процентов прибыли доставалось менеджерам.

    Тем не менее все мы отчетливо осознаем, что нерешенных вопросов гораздо больше, чем поводов для умиротворения. И это обстоятельство красноречиво оттеняет состояние отечественного фондового рынка. За последние 5 лет из 157 тысяч зарегистрированных в России акционерных обществ немногим более 100 компаний хотя бы однажды торговались на бирже. Еще меньше предпринимательских структур, чьи ценные бумаги действительно пользуются спросом. На 10 крупнейших акционерных обществ России приходится 80 процентов капитализации рынка.

    В ряде отраслей национальной экономики по степени концентрации собственности и капитала мы не только догнали, но и перегнали индустриально развитые страны. Возьмем, к примеру, отечественную "нефтянку". Как известно, добыча нефти в России составляет более 400 миллионов тонн и здесь занято 160 компаний. А в Соединенных Штатах Америки, где добыча нефти существенно ниже, этой деятельностью занимается более 8 тысяч компаний. Как говорится, почувствуйте разницу. Отсюда и результат - цены на бензин в США сегодня на 12-15 процентов ниже, чем в России.

    Опыт Америки поучителен и в другом отношении. Первые шаги по снятию жестких антитрестовских ограничений, принятых во время Великой депрессии 30-х годов, были направлены на концентрацию отнюдь не любого, а прежде всего капитала, работающего в сфере инноваций.

    - Надеюсь, вне вашего поля зрения не останется сверхконтрастное деление российского общества на бедных и богатых?

    - Социальная ответственность бизнеса перед обществом, его социальное партнерство с государством в последние годы не сходят с повестки дня профильных комитетов ТПП РФ и региональных палат. Разумеется, эта острейшая проблема, актуальность которой подчеркнул президент России, утвердив приоритетные национальные проекты, не останется без внимания.

    В ТПП РФ разработали стандарт - "Социальный отчет предприятия". Предприятия добровольно представляют информацию о средствах, направляемых на здравоохранение, экологию, поддержку пенсионеров и детских домов, развитие массовой физкультуры и спорта и т.п. Естественно, что данная информация проверяется аудиторами. Особенно это важно для градообразующих предприятий. Представьте себе, многие, в том числе очень крупные компании, откликнулись на это. Первый сборник уже подготовлен, и вскоре мы разошлем его всем членам Торгово-промышленной палаты России и тем, кто хотел бы к ним присоединиться.

    Было бы полезно найти возможность поощрения благотворительной и меценатской деятельности. Хотя бы морально. Здесь государство могло бы взять пример Русской православной церкви, награждающей орденами за добросердечие, высоту духовных помыслов.

    - Удается ли Общественной палате придать "человеческое лицо" российскому бизнесу?

    - На рекомендациях далеко не уедешь, но с места можно сдвинуться - это точно. К сожалению, даже по прошествии почти полутора десятка лет новой экономики многие руководители продолжают позиционировать свои компании, выпячивая второстепенные атрибуты корпоративного управления, а в реальной практике остаются приверженными недобросовестной конкуренции, инициируют теневые сделки, не гнушаются заурядным обманом партнеров и государства. В ходе завершившегося не так давно очередного этапа исследовательского проекта аналитического центра "Эксперт" и британской компании "Вест Бридж Консалтинг" преобладали такие суждения потенциальных зарубежных инвесторов: "В России довольно слабые представления о честности", "моральные стандарты отсутствуют", "нет общепринятой деловой морали".

    Именно под флагом формирования нравственных начал российского предпринимательства возможна консолидация всего делового сообщества страны. Тем более что нет нужды по такому случаю "изобретать велосипед". Позволю себе напомнить, что еще во второй половине 90-х годов предпринимательскими объединениями России при ведущей роли Торгово-промышленной палаты была разработана Национальная программа "Российская деловая культура". Разве она потеряла актуальность? Убежден, что она должна стать совместной программой всего национального бизнеса и Российского государства.

    Напомню слова известного промышленника и банкира Павла Рябушинского. "Богатство, - говорил он, - обязывает предпринимателя быть не только энергичным, умным, сильным и деловым, оно обязывает быть нравственным, чтобы понимать, что сила его богатства определяется только тем, как он этим богатством распорядился".

    Поделиться