Производство опасностей
Собственно говоря, ничего нового в этом прогнозе нет: сообщения об авариях и катастрофах техногенного характера стали привычным (насколько к этому вообще можно привыкнуть) явлением. Однако лишнее напоминание о возможных катастрофах точно не повредит. Рядовые граждане и лица, что называется, ответственные должны помнить: чрезвычайные ситуации не возникнут, пока их не спровоцируют, а если уж их спровоцировали, то содеянное зло надо свести к минимуму. Для того и другого нужна всеобщая готовность. Справедливость этого «спасательного» постулата подтверждают события в Китае и Азербайджане, где в прошлый четверг произошел взрыв на сумгаитском «полиэтиленовом» заводе.
В Воронежской области в этом году произошли три «нашумевшие» чрезвычайные ситуации, последняя из которых – на прошлой неделе («РГ» от 24 ноября, «Пожар в ночную смену»). В цехе полимеризации нефтехимического предприятия, производящего синтетический каучук, в ходе ремонта разгерметизировалась емкость, что спровоцировало взрыв и возгорание стирола. Пожар распространился до пятого этажа. Один человек погиб, двоих пришлось госпитализировать в ожоговый центр.
Другая чрезвычайная ситуация случилась в первой половине сентября – как раз накануне празднования Дня города – на водохранилище в центре Воронежа, и дело вполне могло закончиться экологической катастрофой. При проведении демонтажных работ на земснаряде был поврежден бункер с горючим, в результате чего возник пожар. Через час на воздух взлетел еще один бак с топливом, и 17 тонн солярки огромным пятном растеклись по воде.
А открыла «сезон» ЧС в этом году авария на Лискинском мясокомбинате, где, опять же, при проведении профилактических работ был поврежден аммиакопровод: около тонны вредного вещества попало в атмосферу. К счастью, обошлось без человеческих жертв – если не считать шестерых работников, госпитализированных с диагнозом «отравление аммиаком легкой степени».
По словам специалистов, риск возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера многократно увеличивается ввиду старения и изношенности основных производственных фондов. В Воронежской области основной причиной аварий на предприятиях является именно износ оборудования (в некоторых отраслях промышленности он достигает 75-ти процентов). Зачастую причиной ЧС становится нарушение технологического процесса и производственной дисциплины. Есть вопиющие случаи, когда предпосылки чрезвычайных ситуаций возникают на предприятиях по причине их «заброшенности». Так было с одним из воронежских молокозаводов, который не работал с июня 2004-го. И когда в марте этого года на холодильной установке произошла утечка аммиака, поблизости не оказалось обслуживающего персонала. Только благодаря бдительному охраннику, учуявшему – в буквальном смысле слова – неладное и оперативно вызвавшему спасателей, чрезвычайной ситуации удалось избежать.
Проводы трубы
Потенциальных опасностей техногенного свойства гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Взять хотя бы трубопроводы: через Воронежскую область проходят четыре тысячи километров магистральных газо-, аммиако- и нефтепроводов, плюс на территории расположены семь компрессорных и перекачивающих станций. Проблема с этим «трубным» хозяйством та же, что и в промышленности: большинство труб прокладывали в 60-70-е годы прошлого века. Таким образом, сегодня примерно половина из них имеет срок эксплуатации больше 25 лет, а четверть – за 30: возраст, надо сказать, весьма опасный. Особое беспокойство вызывает магистральный аммиакопровод «Тольятти-Одесса», который, по мнению спасателей, нуждается в комплексном обследовании на предмет коррозийных повреждений труб, особенно в точках пересечения с крупными водными объектами и дорогами.
Еще одна масштабная зона риска – ЖКХ. Областное коммунальное хозяйство – это 337 водопроводных и 115 канализационных насосных станций, 608 трансформаторных подстанций, 2120 котельных. Область буквально «исполосована» сетями: водопроводными (7,5 тысячи километров), тепловыми (полторы тысячи), канализационными (1,3). Относительно жилищно-коммунальной инфраструктуры, как о техногенной и потенциально опасной среде, можно сказать две основополагающие вещи. Во-первых, – этой инфраструктуры в области явно недостаточно. Во-вторых, она до предела изношена. Воронежцы не понаслышке знают, что такое дефицит (почти 200 тысяч кубов) воды. В дефиците также тепло (60 тысяч гигакалорий/час). В случае же с канализованием речь вообще идет о 70-ти миллионах кубов. Сегодня степень износа котельных – 52 процента, водопроводных сетей – 64, канализационных – 70: того и гляди, где-нибудь «рванет».
Одним словом, и без того «ветхая» коммунальная инфраструктура несет на себе «ненормативную» нагрузку, что в свою очередь чревато разного рода авариями. Кстати, не далее как на прошлой неделе жители 22-х многоэтажных домов (около 10 тысяч человек) почти на четыре дня – ввиду прорыва водовода-«тысячника» - остались без воды. По словам чиновников, это средняя авария, однако и к «средней» оказались не очень-то готовы. Цистерны с водой в «обезвоженный» район так и не подвезли – дошло до того, что воду люди черпали из канализационных люков, откуда она почему-то била ключом.
Ну и, конечно, еще одна территория повышенной опасности – дороги: железнодорожные (более двух тысяч километров) и автомобильные (около 10 тысяч). Пока, слава богу, крупных аварий и терактов на железнодорожном транспорте в области за последние несколько лет не было. Другое дело транспорт автомобильный – наиболее массовый, маневренный, и уже поэтому весьма опасный. Аварийность транспорта усугубляется плохим состоянием дорог – особенно что касается областного центра, где «бездорожье» – причина каждого второго ДТП. И, конечно, не последнюю роль в создании аварийности на дорогах играет человеческий фактор: низкая профессиональная подготовка водителей, недооценка окружающих обстоятельств (тех же плохих дорог), а также беспечность и безответственность: пьяные «шумахеры» на воронежских магистралях – не редкость. Кстати, согласно результатам одной из последних проверок областного ГИБДД, в Воронеже примерно одна пятая часть пассажирских автобусов – технически неисправны.
Фактор слабости
Многолетняя статистика причин аварий и катастроф, разного рода происшествий и чрезвычайных ситуаций показывает, что в 80 процентах случаев они вызваны человеческим фактором. Это основное слабое место «обороны» от ЧС. Кстати, что касается чрезвычайной ситуации на предприятии, производящем синтезкаучук, здесь прокуратура возбудила уголовное дело по статье 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда».
Естественно, возникает вопрос: можно ли свести этот малопредсказуемый человеческий фактор к минимуму? Присутствие человека в любом технологическом процесс неизбежно, и многое зависит от того, каково профессиональное, психологическое, моральное состояние работника, от того, насколько он социально защищен и материально обеспечен. А это значит, что в какой-то степени обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций техногенного характера можно, выполнив одно непременное условие: необходимо защитить того конкретного человека, который может послужить в качестве «детонатора» ЧС. Решить эту задачу можно только комплексно – при участии государства, местной власти и, безусловно, работодателя.
Впрочем, техногенный мир, в котором мы живем, уже сам по себе – даже в отсутствии аварий и катастроф – есть мина замедленного действия. Транспорт, трубопроводы, промышленное производство медленно, но верно загрязняют почву, воздух и – что особенно актуально для Воронежской области – подземную воду. Наиболее опасные и, как говорят специалисты, стойкие загрязнения находятся в Воронеже в районе шестой и девятой водонапорных станций: целое «озеро» ядовитого вещества некаля – отходы производства синтезкаучука, а также дрейфующие «пятна» нефтепродуктов. В Лисках, Острогожске и Россоши подземная вода – тоже близ ВПС – загрязнена нитратами, в Борисоглебске – тяжелыми металлами. Чтобы нейтрализовать эти загрязнения, нужны годы и большие деньги. «Не мусорить» в данном случае обошлось бы намного дешевле.
Прямая речь
Александр Цапин, заместитель губернатора Воронежской области:
– Состояние инженерной инфраструктуры и жилого фонда на сегодняшний день таково, что никто не может гарантировать абсолютную «безаварийность» прохождения осенне-зимнего максимума, но крупных аварий быть не должно. К тому же мы сегодня требуем четкой организации самого процесса контроля, мониторинга и оперативного реагирования. При главном управлении по жилищно-коммунальной политике создана диспетчерская служба, куда оперативно поступает вся «чрезвычайная» информация. Созданы аварийные бригады, неприкосновенный запас топлива и материальных ресурсов (задвижек, труб, электрических кабелей). Дай бог, чтобы у нас не было чрезвычайной ситуации, но если уж она случится, мы должны быть готовы справиться с ней в максимально короткие сроки.
Основной причиной аварий на предприятиях является износ оборудования, в некоторых отраслях промышленности он достигает 75 процентов