За "круглым столом" собрались работники учреждений культуры, руководители творческих союзов, журналисты. Разговор шел о судьбе сельских учреждений культуры, которым с начала 2006 года придется работать в условиях действия Закона "О новых принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", о нынешнем состоянии отечественной культуры.
- Когда в селе есть школа, клуб, - заметил Михаил Швыдкой, - то это определяет климат села. С областными центрами проще, там жизнь налаживается даже при тяжелом бюджете. Например, в Тамбовской области, где нет ни нефти, ни газа, ни гигантов индустрии. Но в небогатых регионах нехватка бюджетных средств заставляет людей крутиться, думать. Именно эти процессы идут в вашей областиЕ
Видимо, учитывая присутствие за столом создателя знаменитого фильма "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова (последняя самая заметная его работа в кино - роль великого русского писателя Ивана Бунина в фильме Алексея Учителя "Дневник его жены"), Швыдкой подробно остановился на состоянии национального кинематографа:
- Посмотрите, что происходит на телевидении с отечественными сериалами - они окончательно вытеснили зарубежные. Можно спорить о качестве наших сериалов, но с моей точки зрения, оно значительно выше зарубежных. Заметно выросло количество отечественных фильмов и на экранах кинотеатров. И мы считаем, что если наш кинематограф и дальше будет так развиваться, то мы получим нормальную долю - четверть русских, национальных фильмов в кинотеатрах нового, подчеркиваю, нового поколения, которые собирают порядка 87 процента доходаЕ
Пользуясь случаем, Швыдкой обратился к тамбовскому губернатору с просьбой оказать содействие Смирнову в съемках фильма по его же сценарию "Жила-была одна баба", который режиссер намерен снимать и в Тамбовской области. Сценарий создан с использованием материалов о восстании крестьян против произвола большевиков, охватившем в начале 20-х годов прошлого века не только всю Тамбовскую губернию, но и соседние. Но главным темой фильма станет судьба обычной русской женщины, ставшей свидетелем трагических событий в истории России.
Олег Бетин, пообещав оказать содействие съемкам фильма, заметил, что сценарий "страшный". На эту "критику" Андрей Смирнов ответил, что он, как мог, лакировал его.
- Картина потребует больших производственных усилий, - сказал режиссер Смирнов "РГ", - поэтому к федеральным средствам, выделенным на ее создание, очень даже не помешает практическая помощь на месте съемок. Почему я обратился к "антоновщине"? Отчасти потому, что на Западе, да и у нас, распространено мнение, что русский народ - это народ холопов, поэтому легко подчиняется любому насилию, в том числе и большевистской власти. На самом деле это неправда. Не было села, волости, где бы крестьяне не встречали батогами и обрезами продотряды. В Тамбовской губернии сопротивление выразилось в наиболее острой форме, и власти удалось удержаться только с помощью поголовного террора. С этого я собирался начать фильм. Но потом временные рамки сценария значительно расширились, и привели меня к началу русско-японской войныЕ
Олег Бетин со стороны администрации Тамбовской области и Михаил Швыдкой со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии подписали соглашение, предусматривающее помощь в оснащении местных учреждений культуры спутниковыми системами приема информации, музыкальными инструментами, светотехникой, фильмотеками.