Российская газета | 1 декабря "Единой России" исполняется четыре года, какая перемена для вас как для человека, самая заметная за этот срок?
Борис Грызлов | Если все-таки вопрос как-то связан с четырехлетием партии, то хочу подчеркнуть: партия стала одним из самых значительных политических факторов в стране. За эти четыре года партия, как политический механизм, стала мощнее. Она заручилась доверием избирателей и продолжает его наращивать. Она все больше и больше влияет на процесс принятия важнейших государственных решений. Благодаря нашей деятельности, нашей поддержке президентского политического курса, люди в стране живут в общем значительно лучше, чем четыре-пять лет назад. Естественно, что мне это приятно и как человеку, и как гражданину страны.
РГ | Ваша партия - самая большая из существующих: 960 тысяч членов. У вас парламентское большинство в нижней палате, самое большое представительство - в верхней, в кабинете министров - тоже есть однопартийцы. Словом, чем дальше ваша партия развивается, тем больше походит на КПСС, в чем же отличие?
Грызлов | Мы не ставим целью политическую монополию. Мы хотим побеждать на конкурентных выборах за счет доверия народа, и наконец мы - за рыночную конкурентную экономику, где государство - регулятор, а не завод, магазин и собес в одном лице. Думаю, что уже этих отличий достаточно, чтобы больше не возникало таких вопросов.
РГ | Вот два последних года "единороссы" взяли на вооружение тактику, которой до сих пор пользовалась только оппозиция: во всем виновато правительство, а законы Дума принимает хорошие и претензии к губернаторам (64 из них - тоже ваши однопартийцы) не высказываются. Не кажется ли вам, что такую позицию, перекладывания ответственности, правящая партия просто не может занимать? И кто же в таком случае во всем виноват?
Грызлов | Не согласен с такой оценкой нашей тактики. И что значит - "во всем виноват": в чем? Да, при несомненных успехах страны у нас остаются острейшие проблемы, и на прошедшем съезде мы резко и жестко о них говорили. Ответственность партия ни на кого не перекладывает, но если правительство делает что-то не так, мы не можем молчать. Иначе какое же это представительство избирателей, общества? Законы, принимаемые Думой, это еще не все. Есть так называемые подзаконные акты, постановления правительства. Именно с ними частенько бывают загвоздки, из-за которых законы плохо работают. А эти подзаконные акты - прерогатива министерств. И нередки случаи, когда эти документы делаются не вовремя или некачественно. И молчать об этом мы - и партия, и ее фракция - просто не имеем права. Ну и наконец, покажите страну, где не бывает споров между законодателями и исполнительной властью, если это не какая-нибудь диктатура.
РГ | "Единая Россия" выдвинула несколько серьезных инициатив, каждая из которых может радикально изменить ситуацию в экономике - снижение НДС, изменение цены отсечения для Стабфонда, причем каждая из них может отрицательно сказаться на развитии экономики. Но при этом ничего не сделано для того, чтобы навести порядок на строительном рынке (в той же Москве цена за квадратный метр при продаже жилья в среднем втрое больше себестоимости). Как в таких условиях можно реализовывать проекты по доступному жилью?
Грызлов | Не вижу, почему снижение НДС может вдруг отрицательно сказаться на развитии экономики. НДС - это ведь не средство для подъема экономики. Это снижение - средство обеспечить государственные расходы. Его снижение не может отрицательно повлиять ни на производство, ни на потребление. Оно может уменьшить налоговые доходы государства. Но мы считаем, что и этого в перспективе 2-3 лет не произойдет. А, наоборот, простимулировав производителя, мы увеличим и инвестиции, и налоговую базу государства.
Что касается подъема цены отсечения для Стабфонда, то это уже позволило сверстать более реалистичный, более инвестиционный и более социально направленный бюджет, чем изначально предлагало правительство. Это позволило финансово обеспечить президентские приоритетные национальные проекты.
А что касается ситуации на строительном рынке и цен на жилье, то ведь цены не вводятся законами. Такого не было даже в СССР. Если будут больше строить, а люди будут больше за счет роста производства зарабатывать, то и жилье станет доступнее. Одновременно с развитием ипотеки это позволит обеспечить большую доступность жилья. Жилье, по крайней мере типовое, перестанет быть средством вложения денег, и из этого рынка уйдет спекулятивный элемент, исчезнут спекулятивные мотивации. При росте предложения это неизбежно произойдет, хотя ряд технических мер по сбиванию цен необходим. Но это - вопрос не законодательства, а управления.
РГ | На съезде вы говорили о намерении выдвинуть новый, пятый, национальный проект "Дети России". Начинание, конечно, благое, но опять получается, что ваша партия следует в фарватере за президентом, а не предлагает ему сама новые решения или новые идеи.
Грызлов | Это, конечно, не новая идея. Напомню, что на выборы 2003 года мы шли с лозунгом сделать детей привилегированной группой общества. Сейчас мы должны четко распланировать действия по реализации этого проекта. Хотя основные его составляющие: это всестороннее развитие детей, меры моральной и материальной поддержки семьи, искоренение беспризорности. Конечно, важнейший вопрос - средства. Общество и государство долгое время экономили на детях, и сегодня необходимо вернуть им этот долг.
РГ | Может ли стать новым премьером РФ в 2009 году Владимир Путин?
Грызлов | Странный вопрос. Насколько мне известно, ни Конституция, ни законы России этого не запрещают, ни в 2009-м, ни в 2010-м, ни в 2008-м или еще каком-то году.
РГ | Накануне съезда журналистов уверили, что отныне все руководство партии обязательно будет иметь партбилет. По какой причине эта поправка в устав не прошла? И кого бы из чиновников категории "А" вы хотели бы видеть в своих рядах?
Грызлов | Мы хотели бы видеть в рядах партии всех, кто делом доказал свой патриотизм, кто деятельно способствует достижению поставленных партией целей, решению стоящих перед ней задач. Плана по приему высших чиновников у нас нет. Быть или не быть в партии - личное дело каждого. И у партии есть свобода принять или не принять человека в свои ряды.
РГ | Скажите, где теперь будет проводить свои съезды "Единая Россия"?
Грызлов | Там, где сочтет необходимым. Идея проведения партийных мероприятий в регионах совершенно естественна для нашей большой страны. Мы должны знать и чувствовать, что происходит в регионах. Там - резервы развития страны.
РГ | Знаете, только собственно по вашему докладу в Красноярске стало понятно, что собой может представлять официальная идеология "социальный консерватизм"...
Грызлов | У нас нет официальной идеологии с названием "социальный консерватизм". Социальный консерватизм - это два слова, в политологических терминах раскрывающих общий подход к задачам модернизации и развития страны, задачам развития рыночной экономики. Означают постепенность и продуманность перемен, ответственное прогнозирование их социальных последствий. Мы - за то, чтобы приспосабливать реформы к обществу, а не общество - к реформам. Тогда и результаты реформ будут лучше и прочнее.
РГ | В последнее время значительную активность проявляют молодежные организации, многие эксперты утверждают, что просто в уже состоявшихся партиях молодым почти невозможно делать политическую карьеру. Ваша партия тоже не осталась в стороне: "Молодежное единство" заменила "Молодая гвардия", что ж, она теперь будет соревноваться с "Нашими", ведь главный тренд молодогвардейцев - поддержка президентских инициатив?
Грызлов | Насколько я знаю, почвы для каких-то соревнований здесь нет. Например, движение "Наши" вообще не ставит целей участия в выборах. А "Единая Россия" - программная политическая партия с четкой системой целей и задач. Таковой должна быть и ее молодежная организация.
Широкая общественная поддержка президентских инициатив, президентского курса совершенно естественна, поскольку этот курс дал четкие положительные результаты. И соревноваться тут не в чем, надо просто работать для успеха этого курса. И в этой работе нет смысла делиться на "наших" и "не наших", здесь есть место всем, кто является деятельным патриотом страны.