02.12.2005 01:30
    Поделиться

    Продолжается ярмарка интеллектуальной книги Non/Fiction

    Продолжает работать Международная ярмарка интеллектуальной книги

    Самой сильной страстью интеллектуалов остается чтение. Фото: Евгения Смолянская.Алексей Михеев,
    главный редактор журнала "Иностранная литература":

    - Для меня Non/Fiction - лучшая книжная ярмарка страны. Здесь можно на небольшом пространстве увидеть все самое ценное и лучшее, что вышло за последний год именно в тех жанрах, которые интересуют нормального, образованного и интеллектуального человека. Я зашел на стенд издательства РОСМЭН, где присутствует прошлогодний букеровский лауреат Алан Холлингхерст с книгой "Линия красоты", к которой и я приложил руку, еще работая в издательстве. Кроме того, там есть книжка Марка Хэддона "Загадочное ночное убийство собаки", тоже рекомендую, - замечательная книжка, которую мы два года назад вытащили из букеровского лонг-листа, книга и для детей и для взрослых, уникальный текст. Наш журнал "Иностранная литература" впервые участвует на Non/Fiction, и, кажется, вообще на книжных ярмарках - отдельным стендом. 2 декабря состоится презентация нашего норвежского номера.

    Борис Пастернак,
    глава издательства "Время":

    - Non/Fiction для меня главная ярмарка сезона. Она заметно отличается от ярмарки на ВВЦ тем, что здесь плотность мысли на единицу площади существенно выше. На ВВЦ, по большей части, книжный базар. Тоже нужное мероприятие, но мы там не очень хорошо себя чувствуем: на базаре мы в задних рядах. Мы все-таки делаем попытку издавать хорошие книжки. Их не очень много, не более ста в год. Это как раз то количество, которое лично я успеваю прочесть. Алла Гладкова, наш директор, говорит, что она книжек вообще не читает, только корректуры. Поэтому приходится выбирать такую литературу, чтобы быть в курсе. На ярмарке у нас три премьерных книжки. Одна из них родилась прямо здесь ровно год назад, когда мы встретились с Артемием Троицким и я поинтересовался, есть ли у него книжные планы. Он сказал, что есть, но далекие. И вот в течение года этот план осуществлен, и сегодня мы представляем его книгу "Я введу вас в мир поп..." И две неожиданные книги Андрея Максимова, известного телеведущего. Одна "Учебник для Дон Жуана", искусство заниматься любовью. Причем любовь им понимается и толкуется широко, что мне нравится. А вторая - исторический детектив под названием "Найти Иисуса". Тоже очень любопытная история выдуманного комиссара Гарда, которого перебрасывают из одной эпохи в другую, и он принимает участие в самых важных событиях нового времени. Понятно, в каком событии он в этой книге принимает участие. Для меня в этом году очень важна книга Ивана Вырыпаева "13 текстов, написанных осенью". Вырыпаев - это авангард, это та верхушка, которой прирастает сегодня литература. Я думаю, что он работает совершенно необычно, модерново, на грани театра и литературы. Те, кто видел его на сцене, тем более понимают его внимание к текстам, очень энергетическим, это такой мощный рэп. И продается очень хорошо. На следующий год у нас будет еще более богатая программа. Я могу только перечислить список, на который мы, глянув, сами ахнули: неужели сможем? Это - собрания сочинений. Мы ведь уже издали 10-томник Фазиля Искандера, 4-томник Михаила Жванецкого, которые и по сей день хиты без всякого падения продаж. А список будущего года такой. 30-томник Александра Солженицына, уже объявленный. К 21 мая 2006 года, к 85-летию Андрея Сахарова, у нас выходит его 8-томник. Причем там три тома его дневников, которые вообще не публиковались. Это потрясающей силы чтение. Я с трудом выныриваю, когда в них погружаюсь. Он практически уже готов, мы целиком представим к юбилею. У нас выходит 4-томник Бабеля. Впервые полный Бабель, которого нам составил Игорь Николаевич Сухих, там масса текстов, впервые публикуемых. Они собраны по источникам в Америке, Германии и прочих странах. Откомментированные, хронологически составленные, это огромная работа. Это 8-томник Зощенко, опять-таки впервые полный. Причем такой Зощенко, которого у нас не знают, послевоенный, с массой первых публикаций. Дальше подписан договор на 7-томник Василя Быкова. Мы уже начали по заказу Белоруссии выпускать 14 томов на белорусском языке, вышли первые тома. Русский вариант покороче, он уже собран. Думаю, хватит, остальных не буду называть, это тоже будет сюрприз. Оказалось, что это все пользуется большим спросом. Народ хочет читать собрания сочинений, потому что они издавались в очень плохом виде. Те, что выходили в советские годы, плоховаты по составу, много лакун, мало грамотных комментариев. А в эпоху 90-х повалила масса неряшливых изданий. Никто не издавал полные собрания, стремились снять сливки, насытить первый читательский голод. Но эпоха сменилась, пришло время качественных книг, не только на хорошей бумаге, но и тщательно сделанных, возвращающихся к хорошим стандартам.

    Юозас Будрайтис,
    киноактер, атташе по культуре посольства Литвы в РФ:

    - Эта выставка значительная сама по себе, каждый год ждешь, когда она наступит, а когда наступает, не успеваешь все посмотреть. Без книги все равно не ухожу. Есть и литовский стенд, на котором я бы отметил главное - "Историю Литвы" профессора Будавичюса на русском языке, впервые тут появившуюся.

    Александр Иванов,
    кандидат философских наук, глава издательства "AD MARGINEM":

    - Эта ярмарка стала уже во многом рутинной. Этот праздник надо как-то возобновлять, чтобы он не зависел лишь от внешнего вида полок. Такое ощущение, что все стало очень технологично, удобно, комильфо. Теперь вопрос: а движок-то внутри остался? Это ведь чудо, которое не зависит от чисто технологических усилий. Осталась ли жизнь в этих людях, не окончательно ли они превратились в профессионалов? И я думаю, что, по счастью, не все еще превратились в профессионалов. Есть еще магазин Фаланстер, есть скромные академические проекты, странные издательства, находящиеся между различными нишами. Мы специально для ярмарки ничего не готовили: что вышло, то вышло. У нас сейчас главная серия - это молодая современная проза серии "Супермаркет". Мы хотим понять супермаркет как некое анонимное пространство в культуре, где, как во всяком анонимном пространстве, возможны сильные чувства. Неанонимные пространства уже заняты чужими чувствами. Одна моя знакомая, живущая много лет в Швеции, говорит, что для того, чтобы ностальгировать по родине, она ходит в "Макдоналдс". Это абсолютно анонимное место является идеальным для твоих переживаний, которые не попадают в чужой контекст. Именно в нем и возможно движение вперед. Все наши проблемы заключаются в нашем прошлом. И ярмарка нон-фикнш, к сожалению, уже имеет прошлое. А, как говорил философ Мераб Мамардашвили, прошлое - это самое страшное, что у нас есть. И что с ним делать, это самая большая проблема. Но я думаю, что технология и профессионализм не до конца победят наше желание быть живыми и странными.

    Поделиться