В Госдуму внесен закон об упрощении получения гражданства

Льготами на получение гражданства воспользуются бывшие советские граждане. Фото: Сергей Куксин.Не секрет, что судьба соотечественников, которые перебрались в Россию после развала некогда общей страны, - наша большая головная боль и почти неразрешимая государственная проблема. Причем судьба этих людей оказалась запутанной как бы с обеих сторон.

С одной стороны, на самых разных уровнях говорилось о том, что в России некому жить и скоро будет некому работать, потому что коренное население быстро стареет и вымирает. Для исправления ситуации предлагались самые экзотические проекты, вроде ввоза в Россию иностранцев из азиатского региона. И это в то время, когда своих родных "иностранцев" на просторах России числится, по разным подсчетам, от 5 до 10 миллионов человек.

С другой стороны, как только речь заходила о нелегальных мигрантах, якобы заполонивших страну, так почти с тех же трибун раздавались голоса об ужесточении миграционной политики и срочном выдворении чужаков. В итоге ситуация с обосновавшимися в России "иностранцами" окончательно зашла в тупик.

Именно поэтому появление президентского законопроекта ждали давно. Не появись этот документ именно сейчас, и так не легкая ситуация с нелегалами осложнилась бы еще больше. И вот почему. Через месяц истекает срок, до которого граждане бывшего СССР, которые успели зарегистрироваться в нашей стране (или получить разрешение на временное проживание) до 1 июля 2002 года, имели возможность стать россиянами по упрощенной процедуре - не сдавать экзамен по русскому языку, не собирать справки о благонадежности, а главное - не ждать пять лет. Не будь президентского законопроекта, 1 января 2006 года более легкую возможность стать россиянами соискатели нашего гражданства потеряли бы.

Документ, внесенный в Госдуму Владимиром Путиным, полностью называется так - проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве РФ". Самое главное, что он содержит, - это продление срока упрощенного получения российского гражданства до 1 января 2008 года. Еще одно важное положение документа - по упрощенной процедуре можно будет стать россиянином и человеку, который получил вид на жительство после 1 января 2002 года.

Теперь, после отмены ограничительной даты, руководство страны создает реальные условия для того, чтобы любой легальный иммигрант из бывшего Союза мог практически без всяких требований со стороны наших чиновников получить российское гражданство.

Кстати, параллельно руководство России планирует провести беспрецедентную по масштабам кампанию по легализации имеющихся нелегальных мигрантов. Известно, что в 2006 году Федеральная миграционная служба намерена объявить амнистию тем, кто нелегально работает в России. Предполагается, что в порядке эксперимента амнистия поначалу охватит 8 регионов.

Уже подсчитано, что первый же этап этой кампании даст нам один миллион человек, которые сегодня считаются нарушителями и должны были быть выдворены за полосатые столбы.

Обе эти акции правительства - помощь легальным мигрантам и перевод нелегалов в легальные мигранты - могут значительно увеличить число наших сограждан.

Таким образом, отечественное законодательство о гражданстве может стать одним из самых либеральных и демократических в мире. Особенно яркий контраст возникает на фоне процессов, которые протекают в Европе. Британия ужесточает меры по регулированию миграционных потоков, а во Франции вполне серьезно обсуждается проект по увеличению сроков рассмотрения прошений о предоставлении гражданства. Причем, суровость наметилась даже в сфере, где французы всегда проявляли максимальную деликатность и политкорректность - шансы на получение французского паспорта уменьшаются даже у супругов граждан Франции.

Очевидно, что вчерашняя законодательная инициатива российского президента - не отдельный акт, который позволит быстро и относительно безболезненно увеличить население страны больше чем на миллион человек. Поправки в Закон "О гражданстве РФ" можно рассматривать в качестве знаковых. После многолетних дискуссий о том, как стране "перепрыгнуть" через демографическую яму, идеи наконец-то перешли в практическую плоскость. Процесс пошел...

При этом важно разместить прибывающих мигрантов там, где есть в них потребность. Например, в некоторых районах Черноземья, где имеются целые незаселенные поселки. По данным экспертов Федеральной миграционной службы, для обеспечения их переезда продумывается система льготного субсидирования, и должны выделяться беспроцентные кредиты на жилье сроком на 15-20 лет. Из казны на эти цели придется изыскивать колоссальные средства, параллельно стараясь не обидеть местное население и не допустить появления "мигрантских гетто". Любое непродуманное телодвижение власти будет обязательно использовано национал-патриотическими силами. Спровоцировать ненависть к "понаехавшим" сегодня очень легко.

Так что все в конечном итоге будет зависеть не столько от наличия правильных законов, сколько от профессионализма и мудрости тех, кто будет принимать и распределять по стране мигрантов - кандидатов на получение российского паспорта.

Нам объективно нужны десятки и даже сотни тысяч учителей, врачей и квалифицированных рабочих, при этом желательно, чтобы они расселялись за пределами российских мегаполисов. Причем - с семьями, поскольку сегодня мигранты ежегодно вывозят из России более 1,5 миллиарда долларов.

Если ничего не предпринимать, то к 2025 году численность работающих и пенсионеров сравняется. Для пенсионной системы соотношение количества работающих и пенсионеров является решающим критерием. Уже сейчас на одного пенсионера приходится всего 1,7 работника. Между тем мировой опыт утверждает, что для обеспечения достойного уровня пенсий на каждого пенсионера должно приходиться не менее трех работающих граждан.

Есть и оборотная сторона медали: если в Россию приедут пенсионеры и люпмен-пролетариат с твердым намерением получить квартиры в Москве и Питере - страна окажется в пресловутой демографической яме гораздо раньше, чем ожидалось.

   компетентно

Константин Ромодановский,
директор Федеральной миграционной службы:

- С 2004 года, после принятия поправок в Закон "О гражданстве РФ", упростивших порядок приобретения гражданства лицами, имевшими ранее гражданство СССР и проживающими на территории России на законных основаниях, появилась устойчивая тенденция роста числа новых граждан РФ. За 8 месяцев 2005 года нас стало больше на 343 тысячи, за весь 2004 год - более чем на 323 тысячи. По упрощенной процедуре (три месяца вместо шести) российское гражданство могут получить иностранные граждане из Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Переговоры о заключении соглашения для сокращения сроков приобретения гражданства ведутся с Украиной. Однако поправка в закон "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О гражданстве" необходима, чтобы продлить срок действия нормы, предпочтительной для большинства желающих получить российское гражданство. Речь идет о части 4 статьи 14, которая говорит о возможности получить гражданство в упрощенном порядке без предоставления вида на жительство иностранцам и негражданам, имевшим гражданство СССР, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании. ФМС предлагает продлить его до 1 января 2008 года.

   точка зрения

Людмила Алексеева,
руководитель Московской Хельсинкской группы:

- В последнем Законе о гражданстве ужесточение было неоправданным, особенно для бывших граждан Советского Союза. Россия признала-то себя правопреемницей СССР, и следовало признать граждан бывшей страны своими гражданами - конечно, тех, кто хочет приехать в Россию и жить здесь. А с учетом нашей демографической ситуации это было бы не только справедливым, но и прагматичным решением. Очевидно же, что самые желанные кандидаты на получение российского гражданства для нас - те люди, которые жили с нами во времена СССР. Они, как правило, знают русский язык, воспитывались в одной с нами культурной среде. Наконец, что немаловажно: мы просто понимаем друг друга и у нас нет такой отчужденности, как, скажем, между французами и жителями их бывших колоний.

Так что в целом я приветствую это решение президента - и как правозащитница, и как гражданка России.