Всю делегацию повезли в Куртатинское ущелье в селение Марьянкаул. Там высоко в горах, в храме Жен-мироносиц, находилась Моздокская икона Божией Матери, которую 600 лет назад новообращенному христианскому народу Осетии подарила грузинская царица Тамара. Но в XIX веке она пропала.
Стоя у репродукции древней иконы, местный священник отец Георгий спросил Осипенко: "А ты бы смог сделать такую же?" Тот ответил: "Технически да". Весь Беслан был в трауре. Люди приходили в храм, ставили свечи и говорили, что им нужна Моздокская икона Божией Матери. На Кавказе верят, что она приносит мир. А когда этот вопрос иконописцу задали второй раз прилюдно, его "да" уже прозвучало не просто как согласие, а как обязательство перед самим собой. Да и могло ли быть по-другому?
Здесь еще помнили, как в 1946 году в селе под Бесланом приземлился военный самолет. Из него вышли два молодых военных летчика - родители его жены Светланы Умар Очегов и Екатерина Николаева, удостоенные "свадебного" полета на родину в награду за свои ратные подвиги. А ведь среди погибших в школе были и представители рода Очеговых.
Михаил видел свежие могилы, обгоревший пол, бетон, пропитанный кровью, розы и гвоздики, лепестки которых ели бесланские узники, утоляя жажду в этом аду. Слушал рассказы очевидцев. И думал: история с вифлеемскими младенцами повторилась в Беслане.
В архивах выяснили размер знаменитой иконы. И заказали у своего родственника точно такую же липовую доску - 124 на 102 сантиметра. Прежде икона была покрыта чеканной ризой. Но сусальное золото очень дорого, и тех денег, которые они зарабатывали реставрацией икон в храме, явно бы не хватило. Чтобы максимально приблизить образ к оригиналу, решили передать подлинный стиль исключительно с помощью живописи. Заменили драгоценный металл золотым и зеленым фоном. А Богоматерь "одели" в белую блестящую ризу. По преданиям, именно такой она явилась местным христианам, когда Шамиль обложил Моздок.
Работа над заказом продолжалась почти десять месяцев. Родителям помогали дочь Екатерина, дипломница факультета живописи Славянской Академии культуры, и два сына - выпускник МГУ Михаил и старшеклассник Даниил. Старались успеть написать образ к годовщине страшных событий. И 26 августа он был закончен.
- Это все, чем мы можем помочь Беслану в том горе, которое он пережил. Есть высшие ремесленные достижения, а есть всплески. На этот раз нашей семье удалось перешагнуть через ремесло и выйти к искусству, - сказал ее глава, оценивая результат коллективного труда.
После освящения в главном городском Свято-Покровском храме города Покрова Михаил Осипенко повез икону на машине в Санкт-Петербург. Оттуда самолетом в сопровождении представителей президента Северной Осетии ее должны были доставить в Беслан.
В Петербурге иконописец по старой памяти обратился за помощью к первому заместителю полпреда президента в Северо-Западном округе Михаилу Моцаку. И случилось удивительное...
- Михаил Васильевич спрашивает секретаря епархии, где митрополит? Тот отвечает: в Тихвине. 28 августа Успение Божией Матери. Помчались в Тихвин. Туда как раз привезли Тихвинскую икону Божией Матери из Чикаго. Митрополит благословил Моздокскую икону Божией Матери и оставил на ночь. Так Тихвинская - покровительница Севера - встретилась с покровительницей Юга - Моздокской. Древнейшая и новейшая, - рассказывает Михаил Михайлович.
Иконы династии Осипенко украшают добрую сотню храмов России, среди них много известных: Владимирский Успенский собор, Никольский собор в Санкт-Петербурге, Морской собор в Кронштадте, Александро-Невскую лавру, храм Христа Спасителя.