Некоторые нововведения пассажиры уже заметили, но многие скрыты от их глаз. Незаметно для них новая аппаратура теперь просвечивает весь без исключения багаж. Скрытое наблюдение установлено за персоналом аэропортов, летными экипажами и даже за сотрудниками служб безопасности. Слаженность и эффективность новой системы накануне проверил в действии в аэропорту Внуково первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин.
Любой гражданин, приехавший в аэропорт, теперь должен пройти пять так называемых рубежей защиты. Во-первых, на привокзальной площади его автомобиль тщательно досмотрят милиционеры - и с помощью специальной аппаратуры, и визуально. Еще и собачка понюхает. Номер машины и данные на владельца тут же "пробьют" по милицейским досье. Если все в порядке, поднимется шлагбаум и вы сможете проехать на оборудованную автостоянку. Но номер машины все равно останется в электронном досье.
Во-вторых, вы пройдете полную процедуру досмотра при входе в аэровокзальный комплекс. Неважно, кто вы - пассажир или кого-то встречаете, - вас пропустят через металлоискатель, просветят ваши вещи, к вам "прислушаются" умные приборы, чувствующие взрывчатку, оружие и наркотики. Опять же - внимательные собачки.
Следующая такая же тщательная проверка - предполетный досмотр. Тут привычная процедура - придется снять обувь, верхнюю одежду, даже пиджак, а пока ваш чемодан ползет по транспортерной ленте, его просвечивает современная досмотровая техника. Если вдруг в какой-нибудь сумке обнаружат, например, гранату, хозяина определят по багажной бирке и сразу наденут наручники, когда тот предъявит свой билет и документы. А гранату быстро обезвредят милицейские саперы: накроют кевларовым одеялом (вес - 45 килограммов) и унесут в безопасное место.
Прошедшие, казалось бы, все рубежи контроля пассажиры оказываются в так называемой стерильной зоне, где они ожидают посадки в самолет. Но и тут они находятся под не видимым для них контролем милиционеров в штатском и службы безопасности, которые обязаны следить, чтобы пассажирам никто не передал непроверенных предметов. Более того, теперь досматривают не только улетающих пассажиров, но и прилетевших с южных рейсов.
Без исключения теперь обязали проверять всех членов экипажа и бортовые грузы, в том числе продукты и почту.
Чтобы создать такую систему, аэропорты буквально напичкали уникальной аппаратурой. Во Внукове, например, только камер видеонаблюдения свыше трех сотен. Но главную роль в обеспечении безопасности, как подчеркнул Александр Чекалин, играют, конечно, люди. Новая система предполагает более тесное взаимодействие милиции и сотрудников службы безопасности аэропорта. В учебных заведениях гражданской авиации уже прошли подготовку по программе "Предполетный досмотр" свыше двух тысяч милиционеров. Александр Чекалин заявил, что количество сотрудников милиции в аэропортах будет увеличено на девять тысяч человек. И призовут на службу еще полтысячи собак, натасканных на обнаружение оружия, взрывчатки и наркотиков.
Генерал Чекалин подтвердил, что изучается возможность сопровождения воздушных судов сотрудниками милиции. В советские времена такое практиковалось: в салоне среди пассажиров, ничем не выделяясь, летел человек с пистолетом. Но возникли опасения - мол, стрельба в самолете может привести к авиакатастрофе. Теперь офицера можно вооружить травматическим пистолетом: преступник гарантированно выводится из строя, а обшивка самолета останется невредимой.
Если же пассажир летит в служебную командировку с табельным оружием или же на охоту со своим любимым ружьем, надо официально сдать "стволы" членам экипажа. Их вернут в пункте назначения.