09.12.2005 07:00
    Поделиться

    Правительство обсудило реформу РАО "ЕЭС России"

    Фото: Олег Прасолов.На Краснопресненской набережной, видимо, считают, что практически все направления экономической деятельности страны вполне могут быть объявлены национальными проектами. И если в прошлый раз речь шла сначала о развитии детского спорта, потом - о развитии рыбного комплекса, то вчера после доклада министра промышленности и энергетики Виктора Христенко и "тяжелой артиллерии" в виде главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса Михаил Фрадков, судя по всему, не без иронии, воскликнул: "Электроэнергетика - это практически национальный проект". Энергетики тут же согласились.

    И действительно, почему бы и нет. Чубайс, несколько смущаясь, заметил: "Это очень близко, но национальный проект - это когда есть возможность сделать хорошо. Если сделаем. А здесь другая логика: не сделаем - свет погаснет".

    Михаил Фрадков с ходу, выслушав мнение главы энергохолдинга, подкорректировал сам себя и сказал, что в этом случае реформирование электроэнергетики можно считать "супернациональным проектом", требующим колоссальных усилий, скоординированных действий, больших финансовых затрат, в том числе и бюджетных.

    Впрочем, заявление главы правительства прозвучало в ответ на очередное предупреждение Анатолия Чубайса о возможном возникновении уже в 2008 году в ряде регионов страны дефицита энергомощности и призыв к государству подключиться к решению проблемы инвестиций.

    "Это касается в острейшем виде Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, - заметил главный энергетик. - Массовый приток инвестиций спасет страну от масштабного энергокризиса". Но для этого, по его мнению, надо скорректировать логику реформы.

    - Не сначала реформа, а потом инвестиции, а приток инвестиций уже в течение реформирования, - заметил глава РАО "ЕЭС России".

    Причем механизмы привлечения инвестиций, считают в ведомстве Чубайса, могут быть разными, в частности, в распределительных сетевых компаниях это может стать плата за присоединение. Не исключает Чубайс и государственного участия, считая, что "оно должно быть немедленным и масштабным".

    - В вопросах энергетики мы должны заглядывать в 2020 год, - задумчиво посоветовал членам кабинета министров глава правительства.

    Видимо, поэтому вице-премьер Александр Жуков считает необходимым коренным образом пересмотреть энергетическую стратегию страны до 2020 года. "Действующая энергостратегия не способна по разным причинам удовлетворить возможности электроэнергетики", - пояснил он. А предложения по реформированию данной отрасли могут потребовать и радикальной корректировки "трехлетнего финансового плана развития экономики России, который правительство должно рассмотреть в течение декабря".

    - Время не терпит, - не отступал премьер, пытаясь подтолкнуть коллег к решительным действиям. - Если мы в 2006 году не сделаем каких-то действий, то у нас нет перспективы на ближайшие 7 лет.

    В планах же минпромэнерго завершение реформы электроэнергетики значится лишь к концу 2008 года. "Это сдвинутый срок относительно того, что мы считали ранее, но я не считаю его ущербным", - признался Виктор Христенко, отметив при этом, что "минимизация рисков важнее, чем некие фиксированные даты".

    Но министров больше интересовало то, что произойдет после ликвидации ведомства Чубайса.

    - К кому мы будем бежать, если лампочка погаснет в постРАОЕЭСовский период? - беспокоился министр экономического развития и торговли Герман Греф.

    - Я не демонизировал бы тему ликвидации РАО, - призвал к спокойствию главного экономиста Христенко. - Реорганизация РАО в 2006 году пройдет путем выделения нескольких генкомпаний. Через допэмиссию и продажу акций этих компаний мы привлечем в них инвесторов.

    То есть, судя по всему, именно это и будет взято за точку отсчета процесса реорганизации. По твердому убеждению энергетиков, "реорганизация или ликвидация РАО должны произойти только тогда, когда все риски, которые есть у корпорации, будут подхвачены либо инфраструктурными компаниями, либо органами власти".

    - В этом смысле ликвидация РАО - это скорее технический вопрос, - пояснил министр промышленности и энергетики.

    Собственно, даже долгая дискуссия так и не выявила общего знаменателя по вопросу о том, стоит ли ликвидировать РАО "ЕЭС России" после его реорганизации. Греф предложил еще раз взвесить все "за" и "против" и проработать вопрос о том, кто после реорганизации РАО будет отвечать, в частности, за оптовый рынок электроэнергии.

    - Может, тогда и не ликвидировать РАО? Для ясности? - осторожно поинтересовался позицией главного экономиста премьер.

    - Может быть, и не надо, но это не решит проблему, - ответил Греф, добавив, что "РАО "ЕЭС России" только корпоративными методами не справится с регулированием". Поэтому, может быть, по мнению главного экономиста, стоит создать еще один специальный орган регулирования рынка электроэнергии после реорганизации ведомства Чубайса.

    Как бы то ни было, по словам Чубайса, который еще совсем недавно сетовал на изношенность оборудования в отрасли, отсутствие инвестиций и как следствие на возможность возникновения системного энергетического кризиса, "масштаб задачи таков, что требует специального обсуждения". Он призвал отдельно рассмотреть на заседании правительства не позднее II квартала 2006 года вопросы о том, где находится электроэнергетика и как сделать так, чтобы не было кризиса. Очевидно, кабинет министров не смог отказать Чубайсу в его просьбе и согласился с главным энергетиком, ведь отвечать за повторение блэкаутов правительству явно не хочется.

    Правда, Христенко все же заверил коллег, что в энергетике масштаб беды значительно меньше, чем в таможне, где счет идет не на миллиарды рублей, а на миллиарды долларов. И главному таможеннику вчера пришлось нелегко. Несмотря на то что правительство в целом одобрило концепцию развития таможенных органов до 2010 года, Фрадков все же покритиковал главу ФТС Жерихова, предложив ему определить роль таможни и свою лично.

    - Это так громко, - неуверенно сказал Жерихов.

    - Громко надо, - недовольно оборвал его замечание Фрадков.- Мы тряхнем таможню.

    Но и доклад главы ФТС не смог спасти его положение. "Жерихов не хочет быть головным в вопросе обеспечения информационной базы, - заметил глава кабинета министров. - Толкать вопросы надо. Это совершенно конкретная работа, и никому никуда спрятаться не удастся".

    Спрятаться не желал разве что только министр экономического развития и торговли - непосредственный куратор таможенников. По его словам, раньше таможня была "элитным подразделением", и ее никто не контролировал. "Мобильные телефоны, чайники и утюги - все были в одном наименовании, и у них была одна средняя цена для взимания таможенных пошлин, - сказал Греф. - За полтора года все изменилось благодаря тому, что система изменилась, и теперь за толкание отвечаю я".

    - Я буду толкать, потому что еще никогда сам себя не дотолкал до реформы. Я за это отвечаю, и я это добью либо приду к вам, Михаил Ефимович, и скажу, что я не справляюсь и замените меня на этой должности, - воскликнул Греф.

    - Когда вы заряжаетесь, то справляетесь на 100%, - удовлетворенно сказал Фрадков. - Толкать обязательно, но постоянно нужно отслеживать поступающую информацию.

    Поделиться