09.12.2005 04:00
    Поделиться

    Новый комитет ТПП внесет цивилизацию в медиарынок

    Новый комитет Торгово-промышленной палаты решил внести цивилизацию в медиарынок

    "Нужно позиционировать СМИ прежде всего как бизнес", - сразу обозначил свою позицию глава комитета, генеральный директор ФГУ "Российская газета" Александр Горбенко. Открыл заседание президент ТПП России Евгений Примаков, один из инициаторов создания комитета, много лет посвятивший отечественной журналистике.

    Характеризуя нынешнюю ситуацию, он отметил, что рыночные механизмы, безусловно, наличествуют, но одновременно сильны "традиции нерыночного ведения бизнеса", а значит, нужна серьезная коррекция медийного пространства России. По оценке председателя комитета, единственным сегментом медиарынка, в котором государство доминирует, является телевидение. Его законодательная база устарела, а процесс лицензирования до сих пор регулируется постановлением, подписанным еще Виктором Черномырдиным. Так что отечественное телевидение - своеобразная крайняя точка квазирыночного ландшафта. И, вероятно, задача ее "бизнес-форматирования" будет одной из труднейших.

    Что же до необъятного рынка печатных периодических СМИ, то их зарегистрировано в стране свыше 55 тысяч, и, хотя реально действует лишь третья часть этого массива, суммарный тираж превышает 9,6 миллиарда экземпляров. И тиражи газет и журналов неуклонно падают - по оценкам экспертов рынка, на 3-7 процентов ежегодно. "Этот сегмент будет сужаться, останутся только издания с менеджментом, который умеет перспективно мыслить", - спрогнозировал глава комитета, обосновывая необходимость перехода к нормальной рыночной модели функционирования печатных СМИ.

    В этой проблеме, стоящей перед профильным комитетом ТПП, есть и, по определению Горбенко, "тема номер один". В соответствии с действующим законодательством, подписка на газеты и журналы не входит в перечень универсальных социальных услуг, и потому "Почта России" осуществляет ее на коммерческой основе: "Вот почему важной стала бы государственная поддержка института подписки, особенно в связи с неравномерным развитием регионов", - подчеркнул глава комитета. Стандарты розницы печатных СМИ, впрочем, также вызывают опасения. Так, если в странах Европы одна "точка", в которой торгуют прессой, приходится на тысячу жителей, то в России - на две тысячи.

    Серьезные проблемы и в "смежном" бизнесе - книгоиздательстве. По опросам общественного мнения, 37 процентов россиян не читают книг, а 52 процента - не считают необходимым тратить деньги на их покупку.

    В свою очередь руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский даже призвал "возродить в России моду на чтение". Итогом такого хода событий в книгоиздании стало то, что, по словам Горбенко, "за последние пять лет мы попали в пятерку стран мира с наибольшим числом названий выпускаемых книг, но тиражи практически не выросли". К тому же многие книги можно купить только в Москве и других мегаполисах, жители отдаленных от центров населенных пунктов их на прилавках не отыщут.

    Призывая к бизнес-логике, Горбенко тем не менее не исключил присутствия господдержки СМИ, но уже в новом формате: "Система дотаций лишает государственные СМИ стимулов к развитию. У таких изданий нет даже бизнес-планов, а у власти - нет механизма востребования качества, как и должного контроля за эффективностью использования бюджетных средств". Новый механизм распределения средств Горбенко видит в конкурсах, проводимых Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, в том числе и для региональных СМИ.

    Все обозначенные в программе комитета проблемы, считает Сеславинский, распадаются на две группы: действия государства в развитии СМИ и качество информационного продукта СМИ. И на площадке ТПП нужно попытаться их соединить. Федеральное агентство, подчеркнул он, "рассчитывает на системную совместную работу".

    Досье "РГ"

    Новый комитет ТПП России по предпринимательству в сфере средств массовой информации и книгоиздания, созданный 16 июня, состоит из экспертных советов: по электронным СМИ, печатным изданиям, книгоиздательской деятельности, полиграфии и материалам, экономической и кадровой политике. Этим рабочим органам и предстоит за три года разработать рекомендации, которые могли бы стать законодательными инициативами.

    Поделиться