12.12.2005 01:00
    Поделиться

    Война и мир в Большом театре

    Надо признать, что Большой театр избрал верную позицию – не комментировать историю, которая при любом раскладе мнений подставляла под прицел пристрастных оценок  и имя Мстислава Ростроповича, и собственное реноме. И хотя обида маэстро, так же как и шок в театре от его поступка, никак не вписывались в масштаб кулуаров и получили соответствующий общественный резонанс, разгорающийся скандал удалось вовремя  замять. Ведь известно, что в театральных войнах победителей не бывает, и бессмысленно искать на этой почве истину, которая удовлетворит всех.
    Единственным способом вырулить из темной,  путаной истории  было выпустить спектакль в те же сроки и в том же составе. В экстренной ситуации не поменяли ни одного человека из творческой команды, и ни один певец, отобранный лично маэстро Ростроповичем и Галиной Вишневской на открытом кастинге, не покинул спектакль, включая приглашенного на роль Кутузова выдающегося баса – Паату Бурчуладзе.  Для Александра Ведерникова, подхватившего партитуру  за неделю до премьеры,  "Война и мир"  имела свою ностальгическую "струну души". В  премьерной постановке  оперы в 1959-м году, в которой Галина Вишневская исполняла Наташу, его отец, знаменитый бас Александр Ведерников пел партию Кутузова. В каком-то ином измерении нынешняя "Война и мир" должна была стать спектаклем встреч – поколений, времен, воспоминаний. Завершающим звеном полувекового цикла жизни Большого театра, который теперь радикально меняет  свое "лицо", и самой прокофьевской оперы,  трижды поставленной здесь Борисом Покровским. 93-летний мэтр и должен был курировать нынешний проект.

    Но красивая затея не задалась, и показанный на Новой сцене спектакль оказался продуктом совершенно нового поколения.

    Режиссер Иван Поповски, поставивший уже несколько оперных спектаклей в Центре оперного пения Галины Вишневской и приглашенный в "Войну и мир" Ростроповичем,  сумел добиться главного: не нарушить традиционалистский каркас толстовско-прокофьевской эпопеи и одновременно выстроить зрелище, не перегруженное историческим буквализмом. Задача в условиях Новой сцены оказалась не из легких. Необходимо было скоординировать и разместить  61 солиста и почти две сотни человек хора и массовки в небольшом пространстве. Художник  Александр Боровский предложил компактную и, на первый взгляд,  художественно маловыразительную вертикальную конструкцию с выдвижными платформами, способными превращаться то в балкон, то в трибуну, то в высокие точки ландшафта. По ходу спектакля обнажилась хитроумная функция этого сооружения: массовка получила "разбег"  на другой ярус, избежав тем самым комических эффектов столпотворения, а белый цвет имитировал киноэкран, напоминая об эйзенштейновской эстетике, безусловно, влиявшей на прокофьевскую партитуру. Так же, как, впрочем, и голливудские стандарты зрелища, которыми был увлечен Прокофьев, посетивший однажды "фабрику грез".


    Иван Поповски, постоянно экспериментирующий в сфере формы, смог развернуть на фоне этого  экрана  красочные  сцены, эстетически отсылающие и к наполеоновской эпохе, и к пластической изощренной линии модерна, и к тоталитарному кремлевскому" канону. Пустой белый экран избавил спектакль от подробностей быта, хотя в сцене боя и прокатили традиционную чугунную пушку (стреляющую, правда,  оркестровыми "ядрами"), а разъяренный Пьер Безухов пришибал  Анатоля Курагина настоящим стулом, вытряхивая из него письма Наташи. Но в целом, Поповски легко обходился  пластическими приемами и игрой цвета (художник по свету – Дамир Исмагилов, костюмы – Ангелина Атлагич).  Сцены мира были решены в коричневатых и ампирно-мраморных тонах, Кутузов в ставке  – в теплом солнечном сиянии,  горящая Москва – во всплохах огня, смутно высвечивающих  темную массу народа, удерживающего на своих плечах рухнувшую "кремлевскую" стену. "Мир" выстраивался через танец, через застывшую красоту  "живописных" групп,  напоминающих  о  забытых во времени незатейливых развлечениях  помещичьего быта.

    Но центром испытаний войной и миром были  персонажи, выдвинутые "экраном" на первый план. Наташа в исполнении Екатерины Щербаченко - дебютантки, пополнившей в этом сезоне  труппу Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, на удивление органично вписалась  в  окружение маститых солистов. Ее трепетная и грациозная Наташа рождала ассоциации с  прокофьевской же Джульеттой-девочкой - живым образом самой любви. Сентиментальный танец рук, придуманный Поповски для Наташи и князя Андрея, обрывался в бредовой сцене умирающего Болконского, и растерянная Наташа, еще недавно вальсировавшая, как мираж  любви, среди солдат и ополченцев, взирала теперь с бессмысленным взглядом на их победительные песни, на  выразительную группу бегущих за ее спиной французов, обмотанных, согласно преданию,  от головы до ног тряпками и лохмотьями. Но главными "дуэлянтами" спектакля оказались Кутузов - Паата Бурчуладзе, поющий на сцене Ковент-Гарден и Метрополитен,  и Наполеон в исполнении Бориса Стаценко, приглашенный в постановку из Дюссельдорфского театра. Эти два "звездных" голоса задали тон спектаклю, где практически не было ни одной  неудачной вокальной работы. Кутузов у Бурчуладзе, не украшенный традиционной черной повязкой, был суров и спокоен, выпевая своим фирменным, округлым звуком,  знаменитую "Величавую, в солнечных лучах, матерь русских городов". Каждый выход его напоминал моление, которое сталкивалось с  взвинченными, раздражительными репликами Наполеона - Стаценко, молниеносно реагирующего на рапорты  своих офицеров.

    Темпы и  ритмы войны, отработанные  Прокофьевым еще на материале "Александра Невского", задавал Александр Ведерников, иногда с угрожающей массой звука обрушиваясь на слушателей, но ни разу при этом не потеряв баланс с певцами. Особенно выигрышно прозвучала у оркестра вторая часть – "Война", где  Ведерникову удалось виртуозно воспроизвести и "взрывные" звуковые  эффекты,  и раскрутить,  как спираль,  ритмы боя, и скоординировать оркестры в яме и на сцене. Остается сожалеть только о том, что Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, которых пригласили на премьеру, пока не пришли посмотреть на впечатляющий итог работы, вдохновителями которой  выступили сами. Ведь именно благодаря им Москва получила  достойную эпопею, связанную с собственной судьбой и  исторической памятью, чуть горькую - по-русски. 

    Поделиться