13.12.2005 01:30
    Поделиться

    В Новосибирске "деды" отправились в колонию за убийство солдата

    Из разных военных частей на заседание привезли полтора десятка рядовых и младших офицеров, которые замечены в нарушениях воинского устава. И под их угрюмое молчание вынесли суровый приговор двум "старослужащим", до смерти забившим товарища.

    Такая практика - приглашать нарушителей дисциплины на вынесение приговоров - в гарнизонном суде уже сложилась. Иногда суд выезжает в часть, иногда солдат специально везут в Новосибирск. Однажды приговор коллеге-взяточнику заслушивали два десятка сотрудников райвоенкоматов во главе с самим Геннадием Нахаевым, военным комиссаром Новосибирской области. "Пытаемся воспитывать, - говорят в суде. - В военной части сегодня это практически единственный законный метод воздействия на солдат-дебоширов. Гауптвахту отменили, что может сделать офицер, добиваясь дисциплины?..

    - Вот эти традиции - мучить тех, кто пришел служить после вас, - это не традиции армии как таковой, - красноречиво убеждал публику судья Юрий Дубов. - Они возникают только от нехватки мозгов, отсутствия воспитания и какой-то затаенной злобы...

    История, которая произошла в ночь с 15 на 16 июля в одной из военных частей Новосибирского гарнизона, действительно трагична. Москвич Юрий Самородов, интеллигентный паренек, до армии успевший получить юридическое образование, прослужил всего ничего. Едва выйдя из "учебки", на месяц попал в госпиталь - пневмония. Худо-бедно его поставили на ноги и отправили в часть. В казармах шел ремонт, солдаты жили на полигоне: 35 человек в палатке, из них 12 так называемого нового призыва, которых систематически унижали. В этой палатке ослабленного, недокормленного, от природы замкнутого парня бить начали сразу: "Москвич, говоришь?!"... А через неделю у двоих "дедов" случился день рождения, третий - Дмитрий Былков - пришел из отпуска. "Молодые" на свои деньги накрыли "дембелям" стол - водка, пиво, закуска. Выпив, "дедушки" начали развлекаться. По показаниям потерпевших, их поднимали каждые полчаса. Выстраивали между койками. Светили в лицо зажигалками и били, особенно усердствовали Дмитрий Былков и Михаил Шеин. Юрий от ударов уворачивался, чем еще больше злил "дедушек". В очередной раз Дмитрий Былков выкрикнул команду "один" уже глубокой ночью: это означало, что один из "молодых" должен подбежать к его койке и выполнить какой-то приказ. К койке побежали сразу пятеро (!) измученных ребят, среди них был и Юрий Самородов. Его заставили присесть на корточки и начали избивать уже с какой-то звериной жестокостью: кулаками, локтями, ногами. Мальчик умер спустя несколько минут. Былкова и Шеина отдали под суд, приговорив к 12 и 11 годам колонии строгого режима.

    ...Родители Юрия Самородова сейчас говорят, что жизнь их перечеркнута, утратила всякий смысл. Нельзя измерить их горе в деньгах, но они попытались взыскать крупные денежные компенсации с военной части, чтобы наказать не только убийц, но и саму систему, которой они доверили своего мальчика. Безрезультатно. Юрий Самородов погиб не во время выполнения служебных обязанностей. Его убили во время отдыха. И по Гражданскому кодексу и сложившейся судебной практике в этом случае армия моральный вред не компенсирует. Вот если бы Юрий погиб на дежурстве - тогда да, иск к части был бы удовлетворен. Погиб в свободное время, пусть и в расположении части, - все претензии к убийцам. К слову, в палатку, где творилось черт-те что, за всю ночь никто из офицеров не зашел. Дежурный по части капитан уволен. Этим ответственность армии исчерпана.

    Поделиться