По его мнению, надо внести изменения в 222-ю статью Уголовного кодекса, которая, как считает генерал, несколько расплывчато определяет, кому можно, а кому нельзя ходить с ножом, кинжалом или, скажем, с шашкой.
С одной стороны, в кодексе четко прописана весьма суровая - до двух лет тюрьмы - ответственность за незаконное ношение холодного оружия. С другой - разрешено красоваться с клинком в тех местностях, где это связано с национальными традициями или охотничьим промыслом. Причем конкретно такие территории не названы. В Якутии, например, охота - народный промысел. А в Муромских лесах - просто забава? В Чечне кинжал и шашку можно носить. А в Башкирии - лук и стрелы? Тоже ведь элемент национального костюма...
Главная законодательная проблема, считает Чекалин, в более четком определении законности приобретения ножа. Казалось бы, все ясно: охотничий нож можно купить в специализированном магазине только при наличии у покупателя охотничьего билета или разрешения на приобретение и ношение оружия. Номер ножа записывается в билет. Носить оружие разрешено только вместе с этим документом.
Но вот закавыка: устрашающего вида клинок любых размеров легко сегодня купить даже в привокзальном ларьке без всяких документов. Продавец просто приложит к своему товару заключение якобы заводского эксперта, что ваш ятаган - детская игрушка, сувенир "под историю", но никак не смертоносный предмет. С такими "экспертизами" свободно продаются даже ножи с выкидными лезвиями - дескать, там слабенькие пружинки, клинки из тонкого и хрупкого железа. В общем, опять - не оружие. Потом такому добросовестному покупателю приходится доказывать сотруднику милиции, что он не нарушил закон. Милиционер же вправе потребовать другой экспертизы. И не факт, что новая экспертная оценка совпадет с магазинной. Особенно часто, посетовал Чекалин, такие неприятные ситуации возникают в аэропортах, когда у пассажиров при досмотрах изымают ножи.
Как подчеркнул первый замминистра внутренних дел, речь не идет о немедленных репрессивных мерах против всех, у кого обнаружили нож. МВД вовсе не требует всех этих людей посадить за решетку или увеличить сроки наказания. Можно даже и снизить. Но законодательно упорядочить и контролировать продажу и ношение даже таких вот сувениров необходимо.
А вот против продажи ножей подросткам Чекалин выступил весьма резко. Сигареты и водку несовершеннолетним продавать нельзя, а "сувенирную" финку или выкидушку - можно? Молодой человек с неустоявшейся психикой, положивший в карман нож, сознательно или бессознательно готовится его применить. Поэтому МВД намерено категорично настаивать на запрещении продажи и ношения холодного оружия несовершеннолетними.
Как пояснили "Российской газете" в МВД, эти предложения не противоречат праву граждан на самооборону, а позволяют контролировать оборот оружия. Все-таки увеличится шанс, что охотничий или спецназовский нож с мощным лезвием из качественной стали, которым можно пробить даже сантиметровую доску, не достанется преступнику. В умелых руках хороший клинок порой не менее опаснее пистолета. Никто ведь не мешает законопослушному гражданину вступить в охотничье общество и купить себе хоть мачете.
Кстати, о пистолетах. В МВД считают бессмысленными и спекулятивными споры о разрешении свободной продажи короткоствольного огнестрельного оружия скрытого ношения. Во-первых, пистолетом надо уметь пользоваться. Способен ли обычный гражданин, купивший "макаров" как охотничью двухстволку, мгновенно отреагировать на внезапное нападение на улице или в подъезде, выхватить ствол и не попасть в невинных прохожих? Или же пистолет быстро перекочует к бандитам? А во-вторых, пистолет все же купить можно, если есть такое острое желание. Надо пройти подготовку в школе телохранителей, получить лицензию охранника и право на оружие. Вот тогда точно не будет сомнений, что пистолет в надежных руках.