Российская газета | Алексей Иванович, расскажите, что представляет из себя этот проект.
Алексей Демидов | Подписание меморандума о российско-канадском сотрудничестве по внедрению аудита эффективности состоялось в рамках прошедшей в Москве IX конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР) с участием представителей генерального аудитора Канады. Согласно программе взаимодействия в этой области, участниками которой со стороны России выступают Счетная палата и Федеральное собрание, со стороны Канады – Управление генерального аудитора и Парламентский центр по странам Восточной Европы, в следующем году аудит эффективности использования государственных средств будет внедряться на территории Татарстана в сферах агропромышленного комплекса и дорожного хозяйства.
В настоящее время российско-канадский проект довольно успешно реализуется в Воронежской и Ленинградской областях: при участии контрольно-счетных органов этих регионов была определена эффективность использования государственных ресурсов в сфере оказания населению бесплатной медицинской помощи.
РГ | Что такое аудит эффективности?
Демидов | Это новая форма работы контрольно-счетных органов, когда дается оценка результативности принимаемых правительством решений, которые финансируются из бюджета. Результаты работы Счетной палаты могут являться основой для принятия управленческих решений как президентом республики, так и местным парламентом. В международном аудиторском сообществе эта система рассматривается как действенное средство определения результативности бюджетного процесса с точки зрения решения общегосударственных задач. Во многих ведущих европейских странах, США, Канаде аудит эффективности уже занимает практически семьдесят процентов от общего объема контрольных мероприятий. Россия не намерена отставать от этих государств. Мы, со своей стороны, собираемся сократить количество мелких и малозначительных проверок и перенести акцент в бюджетном процессе с управления затратами на управление результатами. Я думаю, что Счетная палата не должна ограничиваться лишь контролем за правильностью расходования бюджетных средств, а должна следить за эффективностью проводимой социально-экономической политики. Первоочередная задача – это не проверка правильности или неправильности использования бюджетных средств, а проверка самого бюджетного процесса как системы.
РГ | Почему аудиту эффективности нужно учиться у канадцев? Может быть, стоило воспользоваться опытом других государств?
Демидов | В Канаде этот перспективный метод финансового контроля используется уже длительное время. Их опыт, заинтересованность в совместной работе, приемлемые условия и подвигли российскую Счетную палату к сотрудничеству.
РГ | Итак, с чего вы начнете…
Демидов | Согласно программе наши специалисты отправятся на стажировку в Канаду, после чего совместно с канадскими экспертами будут внедрять эту систему уже дома. Стоит отметить, что обучение наших сотрудников будет производиться за счет средств федерального бюджета и принимающей стороны. Вместе с тем, я считаю, никакие знания рублем не измеришь. По итогам аудита эффективности мы отчитаемся перед местным парламентом.
Интересная деталь: закон Великобритании о Счетной палате гласит, что финансовая экономия от деятельности контрольно-счетного органа должна как минимум в восемь раз превышать его бюджет. На прошедшей конференции глава АКСОРа Сергей Степашин озвучил следующие цифры: за десять лет существования российская Счетная палата израсходовала на свою деятельность порядка двух миллиардов рублей, в то же время ее сотрудникам удалось вернуть государству более шестидесяти миллиардов рублей. За полтора года работы специалисты Счетной палаты Татарстана смогли вернуть в казну более двухсот миллионов рублей. Благодаря этому мы вошли в пятерку лучших региональных счетных палат. Однако было бы не совсем верно оценивать нашу деятельность только с позиции возвращенных в казну денег. Улучшение финансовой дисциплины, повышение эффективности использования государственных средств, оптимизация бюджетных расходов – это ведь тоже результаты нашей работы.
Что касается ближайших планов, то уже на этой неделе мы намерены документально оформить с Федеральным центром информатизации СП РФ договоренность об участии СП РТ в проекте по созданию Государственной информационно-аналитической системы. Это позволит нам войти в единое правовое, научно-методическое и информационное пространство всех контрольно-счетных органов. Планируется, что эта система будет состоять из 27 объектов. В пилотную зону программы вошли 8 субъектов Федерации, в том числе и Республика Татарстан.