Занимать очередь на место приходится буквально в первые дни после возвращения с ребенком из роддома. При этом еще не факт, что через полтора-два года, когда можно будет чадо отдать под присмотр воспитателей, это место семье предоставят. Детские сады забиты под завязку, а очередь множится.
– Родители все чаще интересуются, почему нельзя передавать ребенка в ясельную группу с раннего возраста, как это делалось в советское время, – говорит заместитель руководителя управления образования Воронежа Владимир Хвостовский. – Мамы сегодня не желают сидеть с малышом до трех лет: у них теряется страховой стаж, им хочется побыстрее возвращаться к деловой жизни, продолжать зарабатывать и делать карьеру. А мы пока ничем не можем их порадовать. Сложно определить в сад и трехлетнего ребенка.
Дефицит детских садов возник постепенно: рождаемость за последние четыре года увеличилась, а число дошкольных учреждений сократилось куда раньше. За прошедшие 15 лет закрылось сто дошкольных учреждений.
Все помнят, что в 90-х годах минувшего столетия в силу разных причин резко упала рождаемость. Дошкольные учреждения опустели. Да и финансирование их было не по карману обедневшей городской казне. Сначала робко, затем смелее их стали закрывать, здания сдавали в аренду под офисы, фитнес-центры, склады и т.д. Мэрия выпустила распоряжение, что они должны быть заняты только под детские нужды, но о нем через какое-то время постарались забыть. Под видом дряхлых и разваливающихся некоторые из них выгодно приватизировали. А тут и ведомства начали избавляться от ставших обузой социальных объектов и, в первую очередь, от детсадов. Высвободившиеся здания частично передавали на баланс города, частично приватизировали вместе с участками земли. Здравая мысль, что ситуация лет через десять может радикальным образом измениться, если и появлялась у чиновников, то была попросту отброшена. Помещения стали сдавать сразу на долгое время. За что сегодня приходится расплачиваться.
Управление образования в свое время обсудило назревающую проблему на коллегии. Было ясно, что приватизированные здания без выкупа не вернешь, а выкупать до сих пор не на что. С новым строительством та же проблема – казна города так и не стала за эти годы богаче, чтобы позволить себе такую роскошь. Да и строительные ведомства браться за мелкие муниципальные объекты не горят желанием – им выгоднее сооружать жилые дома.
Самая трудная ситуация складывается сегодня в Коминтерновском районе, где очередь в детские сады близка к тысяче. Немногим лучше обстоят дела у молодых родителей, проживающих в Северном, Юго-Западном микрорайонах города. Из-за отсутствия генерального плана застройки Воронежа новые, интенсивно застраивающиеся кварталы с домами-высотками оказались вообще без объектов социальной инфраструктуры – больниц, поликлиник, бань и, конечно же, без детских садов. Заполняют квартиры в основном молодые семьи. В них появляются дети. Девать их некуда. Кое-где мамы догадались скооперироваться, чтобы открыть на дому мини-группы по содержанию малышей на время рабочего дня, но это, согласитесь, не выход, а вынужденная мера.
А няни в Воронеже – тоже дефицит, да еще и стоимость их услуг не каждому по карману. По прикидкам, один час коллеги Мэри Поппинс стоит от 40 рублей и выше. Таковы предложения городских агентств, услугами которых, увы, по определению не могут воспользоваться бюджетники и другие низкооплачиваемые категории населения. И таких – большинство.
Ведомственные детские сады – из тех, что сохранены предприятиями, – с «чужими» родителями перешли на рыночные отношения. Плата за содержание «не своего» ребенка буквально зашкаливает – в два-три раза превышая установленную. В муниципальных садах удерживать ее на планке в 350 рублей так же становится все труднее – повышение в ближайшие месяцы неизбежно. Питание, воспитание ребенка дорогого стоят. Это вынуждены учитывать в 11 муниципальных детсадах, которые с прошлого года экспериментально перешли на самостоятельные финансовые расчеты. Чтобы выжить, в них пришлось открывать группы повышенной комфортности, где в разы выше родительская плата и выгодно отличающиеся условия для детей, искать спонсоров и другие дополнительные источники пополнения детсадовской казны. В управлении образования за экспериментом внимательно наблюдают – по сути, идет отработка новой модели дошкольного учреждения.
Рождаемость в будущие годы, по прогнозу, понемногу будет подрастать. Специалисты городского управления образования быстрый реальный выход из тупикового положения с детсадами видят в сооружении пристроек к действующим зданиям. И, естественно, в последующем строительстве новых помещений.
К 80-м годам, когда удалось избавиться от дефицита детских садов, наполняемость групп достигла оптимального варианта – до 15 малышей на воспитателя и няню. Сегодня в переполненных дошкольных учреждениях немыслимая теснота – в группах зачастую втрое больше детей, чем положено по норме. Находиться в таких условиях трудно и малышам, и персоналу. Счастливым островком смотрятся малочисленные пока частные детские сады. Но ставку на них делать ни в коем случае нельзя – пришла пора массово развивать муниципальные.