В бой идут одни черпаки: издана поваренная книга Софьи Толстой

Время - кушать! Журналы и газеты полны рецептов. Литературоведы добрались до кулинарных вкусов Толстого и его семьи - издали "Поваренную книгу" Софьи Андреевны Толстой, в которой полностью отсутствуют вегетарианские блюда, столь любимые графом, зато есть "щука в опаренном хрене" и "бламанже с ванилью". Удивляться не приходится: такой монументальный роман, как "Война и мир", мог быть написан только рукой, не остывшей от вилки с "котлетой в папилиотах".

 

Прикладное назначение носит книга Эдварда Зайковского и Галины Тычко "Старобелорусская кухня". Большинство рецептов книги были взяты из кулинарных книг, изданных в XVIII - XIX веках, а также из художественных произведений. Некоторые рецепты восстанавливались по этнографическим данным: старинные и полузабытые угощения выгодно контрастируют с нынешним веком, когда процесс еды сводится к глаголу "перекусить" и существительному "биг-мак". Сами названия блюд тают на языке: "суп из сушеных вишен", "холодник из кислого молока", "котлеты виленские", "цыплята с крыжовником"...

Веяние времени коснулось и творцов изящной словесности. Читаем "Дневник ректора" Сергея Есина и вдруг натыкаемся: "Сначала был зеленый чай... Потом блюдо очищенных креветок. Следом - курица, жаренная в листе лотоса и обмазанная глиной..,". Далее следует рецепт курицы и вывод: "Именно с этого ужина начну статью о еде у Айрис Мердок... Сюда же включу дипломатическое меню сталинской эпохи..."

Кулинарные новации уловит чуткий нос известной детективщицы Иоанны Хмелевской. "Польская Агата Кристи" тут же издала книгу рецептов для читателей, замучивших ее в письмах вопросами, как приготовить то или иное блюдо (поскольку в одном из романов писательницы героиня соблазняет мужчин изысканной кулинарией).

Российская писательница-детективщица Дарья Донцова не осталась в стороне и выпустила "Кулинарную книгу лентяйки". Впрочем, нельзя сказать, что Донцова и Хмелевская - пионеры на этой стезе: еще два века назад Александр Дюма создал свой знаменитый "Кулинарный словарь". Пушкина "года к суровой прозе" клонили, писатели новейшего времени приходят один за другим к кулинарному собирательству. Донцова сделала книгу из рецептов, "не требующих от хозяйки больших усилий и времени". Создание книг по принципу, когда от читателей "не требуются большие усилия и время", еще куда ни шло! Но если речь идет о пище... гм-гм, призадумаешься. И все-таки "Кулинарная книга" Донцовой вызвала интерес у хозяек с дефицитом времени - из тех, кто стремится пополнять свою копилку знаний разжеванной информацией. Особенно если эта информация фарширована взволнованной публицистикой на уровне философии манной каши: "Часто слышатся высказывания типа: "Мясной суп - яд. В него при варке переходят токсины". Господи, посмотрите вокруг! Мы живем в загазованных мегаполисах. Прежде чем толковать о вредности мяса, подумайте, чем мы дышим..."

Поневоле вспомнишь "Поваренную книгу" Софьи Андреевны - там хоть речь ведется только о похлебках и квасе - и никаких суждений о "токсинах". Более прагматично выгодно выглядит книга Раисы Хурса "Современная пища: еда, яды и противоядия". В сферу внимания автора входят такие вопросы, как режим питания, условия приема пищи. Среди рассматриваемых проблем - как защитить себя от некоторых пищевых добавок, в чем состоит концепция современного здорового питания?..

Для интеллектуалов выпустили неординарную книгу "Процесс еды и беседы" Анатолий Найман и Галина Наринская. Подзаголовок "100 кулинарных и интеллектуальных рецептов". Авторы дают советы, какого рода беседы должны сопровождать процесс еды. В первую очередь, напоминают авторы, еда - сиречь пир. Откушиванию кофе, например, по мнению авторов, приличествует разговор наедине. Музыкальная беседа - к закускам, рыбный суп требует не слишком оживленного разговора, связанного с морской темой. Ну а жаркое требует разговора о культуре.

В своей книге авторы замечают с неоспоримым наблюдением: "Какое художественное произведение ни взять - идеи идеями, но в центре - еда!". Это наблюдение взял на вооружение французский писатель Жан-Франсуа Ревель, создавший книгу "Кухня и культура. Литературная история гастрономических вкусов от античности до наших дней". Автор пустился в путешествие длиной в три тысячи лет по кулинарным изыскам, запечатленным в литературе: каков был вкус вина из бутылки, которую доставал древнеримский поэт Гораций из своего погреба? И т. д. Конечно, автор - патриот и считает французскую кухню самой лучшей в мире, поскольку она с революционным пафосом выступает против кулинарного академизма. Наши читатели вряд ли согласятся с его доводами. У нас - собственная гордость. Когда-то генерал де Голль обмолвился: мол, трудно править страной, в которой имеются 265 сортов сыра. А страной, в которой в два раза больше сортов самогона?..