15.12.2005 00:00
Поделиться

Из разрешенных 50 тысяч тонн рыбы кубанские рыбаки осваивают только 30 тысяч тонн рыбы

Об этом шла речь на состоявшемся недавно в Краснодаре расширенном заседании Совета безопасности при главе края. О катастрофическом состоянии дел в рыбной отрасли говорилось и год назад на подобном совещании. Тогда в качестве одной из причин губернатор Александр Ткачев назвал "межведомственные амбиции контролирующих органов". Особое недовольство главы края вызвали пограничники, которым "порекомендовали" отойти подальше в море от двухмильной промысловой и, кстати, самой рыбной зоны. Позже губернатор Александр Ткачев издал по этим вопросам два постановления. В местной прессе заговорили, что документы носят "революционный характер". Похоже, это действительно так. Достаточно сказать, что принятое в конце 2004 года Постановление "О пограничном режиме территории Краснодарского края" исключило побережье Черного и Азовского морей из пограничной зоны в пределах края. Наверное, решили, что раз пограничникам "рекомендовали" осуществлять свои контрольные функции на дальних морских просторах, то, мол, на берегу им делать нечего.

Надо сказать, что в подобных нововведениях Кубань оказалась впереди России всей - ни один регион страны не рискнул перенять краснодарский опыт. Тем более что вскоре в закон "О госгранице" были внесены изменения, лишающие субъекты Федерации права устанавливать пограничные режимы. Однако на территории края по-прежнему действует постановление губернатора от 16 декабря 2004 года за номером 1271, в котором черным по белому написано, что "в пограничную зону не включается побережье Черного и Азовского морей, как место массового отдыха и активного водопользования граждан". Вряд ли курортникам могли помешать парни в зеленых фуражках, а вот браконьеры их действительно на дух не переносят. Поэтому отмена режима пограничной зоны, как и следовало ожидать, привела к ослаблению контроля за хранением и использованием маломерных плавсредств, используемых браконьерами в целях расхищения водных ресурсов. Ведь нарушение правил выхода в море на Кубани перестало иметь юридические последствия, и теперь пограничники уже не могут применять санкции за нарушение режима вплоть до уголовной ответственности.

Понятно, что сотрудники Азово-Черноморской государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России весь этот год не сидели сложа руки, дожидаясь, пока закончатся межведомственные противостояния. По сравнению с другими контролирующими структурами ими изъято больше всего незаконных орудий лова и сдано на реализацию уполномоченным органам браконьерского улова. Несмотря на это, на недавнем заседании Совета безопасности в адрес пограничников снова звучали упреки. Выступавшие с трибуны сетовали, что они, мол, "плохо контролируют отход маломерных судов", позабыв о том, что режим пограничной зоны на побережье края отменен...

Искать крайних, наверное, всегда проще, чем общими усилиями наводить порядок. В результате в борьбе за сохранность биоресурсов перемен к лучшему практически не видно. У браконьеров хорошо отлажена цепочка "добыча - транспортировка - сбыт". Свой бизнес они давно поставили на промышленную основу: стоимость оборудования одной лодки оценивается в 30-40 тысяч долларов. Понятно, что таких денег простому рыбаку не собрать за всю свою жизнь, а "теневики" имеют надежную "крышу" и чувствуют себя как рыба в воде. В докладе первого заместителя главы администрации края Александра Ремезкова прозвучало несколько красноречивых примеров. Так, в ходе задержания браконьеров на трассе Приморско-Ахтарск - Краснодар было изъято количество раков, равное одной пятой всей годовой квоты в крае. И это только за один раз! А когда седьмого декабря проверили рыбные ряды на одном из краснодарских рынков, то обнаружили 200 килограммов осетра, которого продавали под маркой каспийского, хотя на самом деле ценная рыба выловлена в кубанских водоемах.

Любопытная информация прозвучала из уст одного из руководителей рыбколхозов. По его словам, половина выделяемых квот идет "деловым" ребятам. Распределением квот в последнее время занимается специальный департамент при администрации края с последующим утверждением агентства по рыболовству. Однако крайним почему-то сделали руководителя Федерального государственного учреждения по сохранению и воспроизводству водных биологических ресурсов: губернатор Александр Ткачев прилюдно на том самом расширенном заседании краевого Совета безопасности предложил Михаилу Волкову, не проработавшему в этой должности и года, написать заявление об увольнении.

- Думаю, что главу края попросту ввели в заблуждение, - заявил Михаил Волков в разговоре с корреспондентом "РГ". - После реорганизации ФГУ "АзЧеррыбвод" охранные функции были переданы "Россельхознадзору", а мы занимаемся непосредственно восполнением биоресурсов и к распределению квот не имеем никакого отношения. Когда я доложил о случившемся в Москву, своему руководству в Федеральном агентстве по рыболовству, то там очень удивились. Тем более что в агентстве наслышаны о проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться на новом месте работы.

Волков убежден, что на протяжении ряда лет воспроизводством осетровых в крае занимались преимущественно на бумаге. Если взять отчеты, то по ним выходит, что в питомниках подрастают миллионы ценных мальков, а на деле их гораздо меньше... В ходе проверки в ремонтно-маточном стаде русского осетра в 257 голов комиссия обнаружила лишь 30 особей, достигших половой зрелости. В настоящее время по факту поставок оплодотворенной икры осетровых рыб на воспроизводственные предприятия края возбуждено уголовное дело. Фигурантами его, кстати, выступают и некоторые руководители рыбоводных заводов.

Интересный документ попал в руки корреспондента "РГ". В приказе от 22 июня нынешнего года за подписью и.о. директора "Кубанского осетрового рыбоводного завода" значится следующее: "В целях экономии электроэнергии на подачу воды в инкубационный цех для содержания производителей осетровых видов рыб, отсутствия для них кормов... приказываю забить производителей и положить их в холодильную камеру. Ответственность за сохранность рыбы возлагаю на себя, так как холодильная камера находится в кабинете директора". Добавлю, что подобных приказов было несколько. В одном речь шла о двух осетровых самках, в дру-гом - об 11. Вот и возникли проблемы с маточным поголовьем...

Не увенчались успехом и попытки Волкова получить разрешение на вылов осетров для воспроизводства в устье реки Кубань - все обращения в "Россельхознадзор" и в профильный краевой департамент так и остались без ответа. А в это время от руководителей рыбоводных заводов поступает тревожная информация: ставные неводы, предназначенные для заготовки производителей осетровых рыб, кто-то постоянно подрезает.

А пока же "теневики" продолжают успешно ловить "золотую" рыбку.