Впрочем, процесс утверждения был отчасти формальностью, поскольку практически все вопросы программы развития Ангарской зоны были сняты накануне приезда в Красноярск главы правительства. Вчера же РАО "ЕЭС России" и "Русал" подписали основные положения соглашения о строительстве Богучанской ГЭС, Богучанского алюминиевого завода и целлюлозно-бумажного комбината. Правда, несмотря на некую демонстрацию согласованности позиций, переговоры идут непросто: ни одна из сторон не готова уступать ни процента собственного участия в проекте. Так что торжество не удалось, и главный вопрос - о сроках начала достройки - фактически остался открытым.
- Государство должно найти себя рядом с вашими затратами на проект по завершению строительства Богучанской ГЭС, - призывал премьер хозяйствующие субъекты к более решительным действиям. - Ждать приезда председателя правительства, чтобы взять его в заложники, этого недостаточно. За совещанием должны последовать конкретные действия. Что же касается конкретики, то Фрадкову приготовили здесь другой, не очень-то приятный сюрприз: фактически губернатор Красноярского края Александр Хлопонин призвал главу правительства пересмотреть уже принятый в четырех чтениях федеральный бюджет-2006.
И момент был выбран явно не случайно - накануне заседания бюджетной комиссии, которое намечено на следующую неделю. Очевидно, что допдоходы от более высокой, нежели прогнозировалось, цены на нефть не дают покоя ни федеральным, ни региональным чиновникам. Впрочем, есть и другой вариант - средства инвестиционного фонда.
Не оценив 20-градусный мороз, разгоряченный после заседания правительства Михаил Фрадков спустился с трапа самолета без шапки. Встречающий его глава Красноярского края Александр Хлопонин тут же поспешил снять и свой головной убор. Однако недолго Хлопонину пришлось мерзнуть. Уже через несколько минут, понадобившихся для рукопожатий и обмена любезностями, губернаторский кортеж мчался по заснеженным дорогам края. Но расстаться главе региона и премьеру пришлось лишь ненадолго. Уже через несколько часов Фрадков в сопровождении Хлопонина вылетел в Кодинск, где расположена Богучанская ГЭС. Там, осмотрев все хозяйство, премьер пообещал, что финансирование по переселению жителей из затопляемой зоны будет предусмотрено в большем объеме и более ускоренными темпами станет финансироваться из федерального бюджета. До 2010 года в крае должны переселить 7306 жителей закрывающихся населенных пунктов. Этот проект стоит более 1,5 миллиарда рублей, то есть государство будет тратить по 250 миллионов в год на эти цели. В бюджете-2006 выделено лишь 83,5 миллиона рублей.
- Дайте денег, - таков был основной посыл доклада губернатора края. При этом Хлопонин называл вполне конкретные цифры. Оказалось нужды края обойдутся бюджету в немалую сумму. К примеру, по государственному обязательству на достройку Богучанской ГЭС, включая подготовку зоны затопления станции, необходимо 310 миллионов долларов. И чтобы ввести станцию в строй в 2009 году, в 2006 году нужны инвестиции не в 182 миллиона рублей, как предусмотрено в бюджете, а на 600 миллионов рублей больше. В части строительства автодорог в 2006 году из федерального бюджета необходимо инвестировать в завершение возведения обходной дороги вокруг Красноярска, включая строительство моста через Енисей, 1 миллиард рублей. В главном же финансовом документе страны на следующий год предусмотрено только 550 миллионов.
- Заявка по линии инвестфонда составляет 390 миллионов долларов, - заметил член правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин, предложив при этом и освободить участников проекта от налогов на имущество на период строительства до конца 2009 года. Достройка Богучанской ГЭС, безусловно, более затратный проект, однако есть в этом регионе и другие проблемы, для решения которых необходимо дополнительное финансирование. Для завершения строительства взлетной полосы аэропорта Емельяново в следующем году надо еще 260 миллионов рублей, а бюджет готов раскошелиться лишь на 160 миллионов рублей. Почти в 4 раза больше бюджетных средств требуется инвестировать и в аэропорт Хатанга, чем предусмотрено в проекте, утвержденном министерством транспорта.
Вернувшись в Красноярск, премьер еще три часа прослушал экскурс в проблемы энергетического комплекса страны.
- Мы хотим более глубоко, квалифицированно и соответственно более предметно рассмотреть эти вопросы, - сказал Фрадков, пояснив, что подписал распоряжение о создании новой правительственной комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса.