29 фотоснимков 20 – 30-х годов всемирно признанного мастера кадра, одного из первых советских фоторепортеров Георгия Зельмы приобретены ярославским бизнесменом в Денвере, в американской галерее Camera Obscura два года назад. И теперь это частное собрание редкостей можно увидеть в залах музея.
Крошечный фотоаппарат в руках со светящимся экраном кадра – так привычно это и созвучно быстрому темпу нашей жизни, что никто уже и не обернется на снимающего: рутина. А тогда человек с громоздкой камерой неизбежно оказывался в центре внимания. Да и сегодня старинный аппарат вызывает смесь удивления и восхищения: «Нет, ты посмотри – это что, действительно снято вон такой треножной камерой, что стоит в углу? Откуда такая динамика?» – «Интересно, где же был фотограф, если виден и самолет, на котором он летит, и те, кто вокруг?» – «Да-а, тут что ни кадр – открытие, что ни композиция – искусство…»
Можно по-разному относиться к советской эпохе в истории нашего государства, в последние годы все более хорошим тоном считается – отрицательно. Но это было, и это уже не вычеркнуть: становление державы и энтузиазм молодежи, первые технические достижения и первый трактор на колхозном поле... Георгий Зельма был одним из первых и наиболее талантливых летописцев этой эпохи. Только-только появившаяся профессия фоторепортера пришлась ему весьма кстати. По заданиям среднеазиатских изданий «Кызыл Узбекистан», «Правда Востока» он побывал на высокогорных дорогах, пастбищах, в аулах. А позднее снимал для знаменитого журнала «СССР на стройке», где работал вместе с другими известными корифеями жанра Александром Родченко и Максимом Альпертом, сотрудничал с журналом «Огонек», газетой «Известия».
Основной задачей советского фоторепортера было отражение трудового подвига гражданина СССР, но если откинуть идеологию, то мы увидим простого человека, который искренне верит в новую жизнь, в дело, которое делает. Да и сам фотограф уверен в важности того момента, который готов запечатлеть для современников и истории. Благодаря этому и спустя много лет фотографии Зельмы эмоционально рассказывают нам о жизни той, далекой уже страны: о ликвидации неграмотности, первых колхозах, о грандиозных стройках и о трагедии войны.
Снимал он и в классической манере, и в стиле авангард, экспериментируя с ракурсами, светом, камерой. Знамениты его снимки «Максим Горький» (самый большой в тридцатые годы шестимотороный советский самолет), «Сталевары», «Спортсмены на параде», «Работа в метро». Но были еще и другие. «В воздухе» – одна из самых знаменитых фотографий автора: кажется, прямо в облака упираются две огромные лыжины, и за ними угадывается контур летящего спортсмена. Не менее знамениты и снимки другого плана – «Три поколения» (вертикальный портрет трех узбекских мужчин), авангардные «Полет над Москвой» (удивительное ощущение личного присутствия в низко летящем над столичным перекрестком биплана), «Колеса над крыльями» (уловленный опять же из биплана момент «кульбита с переворотом» другого, ниже летящего самолета). А еще есть редкий исторический кадр «Шаман», фотография-юмореска «Ансамбль аккордеонистов».
Интерес к самому документальному искусству – фотографии – в последнее время растет во всем мире. Особенно к тому периоду становления фотодела, когда оно обретало репортажность и динамизм. Американская галерея имеет право печатать весьма ограниченный тираж с оригинальных негативов, которые хранятся в семье Георгия Зельмы – мастера, отдавшего любимому делу более 60 лет жизни. Одна из таких коллекций – в Ярославле.