Оценивая современное состояние нашей банковской системы, эксперты рейтингового агентства "Фитч рейтингс", участвовавшего в лондонской конференции ИАС, пришли к такому выводу: "Наблюдаются некоторые улучшения, но структурно банковская система России остается по-прежнему слабой".
Во многом эта оценка объясняется недостатком хорошо подготовленных банковских кадров. Наши банки нередко вынуждены брать на работу высокооплачиваемых специалистов из-за рубежа, поскольку в России их просто нет. Об этом, кстати, говорили выступающие в ходе первого дня конференции, где обсуждались проблемы управления банковскими рисками. "Риск-менеджмент" родился в мировых банках где-то около 40 лет назад, и теперь невозможно представить себе современный банк без директора по управлению рисками. В России, однако, далеко не все банки имеют таких специалистов. Их надо готовить в нашей стране, где рисков куда больше, чем где-либо, кроме "горячих точек", но пока наша система обучения специалистов к этому не готова. Председатель совета директоров банка Райффайзенбанк Мишель Перирен перечислил столько существующих у нас рисков, что не хватило бы пальцев на обеих руках, - от несовершенства законодательства до отсутствия культуры кредита.
Вместе с тем первый заместитель председателя Центрального банка РФ Татьяна Парамонова в интервью корреспонденту "ФК-Новости" подчеркнула, что западные специалисты во многом правы, конечно, но нередко они в своих оценках перебарщивают с черной краской. Сказать, например, что в России ничего не делается по управлению рисками, было бы несправедливо. Во всех крупных банках РФ, по ее словам, активно используется риск-менеджмент, хотя у многих банков поменьше до этого еще руки не дошли.
Больная для России тема - это развитие банковского законодательства. Оно формируется с трудом и, как отметил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, в ближайшее время его комитет должен будет разработать ряд новых законов и поправок к уже существующим. Речь идет, в частности, о том, чтобы гарантировать существование безотзывных срочных вкладов, без которых банкам очень трудно действовать на рынке кредитов, о разрешении так называемых "эскроу-счетов", которые позволяют блокировать расчеты банка с недобросовестными поставщиками и о ряде других, пока еще не существующих у нас банковских услугах.
Очень медленно идет наша банковская страна к переходу на принятую в мировых банках систему "Базель-2", которая формулирует качественно новую парадигму банковского надзора и повышает ответственность кредитных организаций. В России вследствие невысокого уровня развития и взаимопроникновения финансовых рынков ключевые факторы объединения функций за этими рынками пока отсутствуют. Новое Базельское соглашение, известное как "Базель-2", пока еще воспринимается адекватно далеко не всеми российскими банками. Дело в том, что оно предъявляет довольно жесткие требования к минимальному размеру капитала банка и обеспечивает строгий банковский надзор. Банк России предложил поэтапный переход к "Базелю-2" и для России - это, очевидно, единственный путь, что признали и многие выступавшие на конференции ИАС. Когда этот переход будет завершен, риск-менеджмент в банковском секторе России будет куда меньше напоминать жонглирование булавами под куполом цирка, чем сегодня.
Особое внимание на конференции уделялось возможностям консолидации, слиянию и поглощениям в банковском секторе России. Впервые в истории банковского сектора России в единый банк объединились пять кредитных организаций, действующих на финансовых рынках, причем три из них входят в первую тысячу банков мира. Это своего рода финансовый супермаркет, который может обслуживать и физических лиц, и корпоративных клиентов. Такой банк сам по себе показатель растущей зрелости банковского сектора РФ.
Значительное внимание было уделено и региональной экспансии банков, финансированию малого и среднего бизнеса в России в регионах. Интересы западных инвесторов направлены все больше на российские регионы, так как в крупных мегаполисах действуют крупные банки РФ, с которыми западные кредитные организации пока конкурировать не могут.