На сегодня сумма остатков на корсчетах и депозитах коммерческих банков в Центральном банке - главный индикатор недостатка или избытка рублей остается довольно внушительной. Однако периодические изъятия средств из банковского сектора, которые с завидной регулярностью осуществляет тот же ЦБ РФ (деньги ему нужны на самые разные цели), отнюдь не помогают сбить ставки на рынке межбанковского кредитования.
Иначе как тривиальной "стерилизацией", которая обескровливает экономику, это назвать трудно, но с приближением конца года, когда от кредитных учреждений потребуются средства для расчетов с казной и многочисленных новогодних выплат, Банк России может пойти и на самые кардинальные меры. Вплоть до прямых рублевых интервенций, пусть это даже будет грозить ростом инфляции.
Серьезные проблемы на межбанковском рынке сохраняются и сейчас, хотя реальный сектор как-то выкручивается, несмотря на сверхвысокий уровень ставок МБК и не совсем соответствующую нынешним реалиям 13-процентную ставку рефинансирования ЦБ. Судя по всему, отечественные банки не без давления со стороны западных конкурентов уже научились уходить от привязки кредитных ставок для промышленных предприятий не только к ставке ЦБ, но и к ставкам MIBOR, MIBID и MIACR. Поэтому, когда рынок МБК отвечает на повышение спроса на рубли ростом ставок, это пока остается внутренней проблемой банковского сектора российской экономики.
Впрочем, слишком длительное зависание ставок рынка МБК на высоком уровне в конце концов может отозваться прямым подорожанием кредитного рубля. Впрочем, так уже происходит сейчас - только через курсовую стоимость национальной валюты. Однако регулировщики финансового рынка не должны забывать, что эта антиинфляционная методика имеет и оборотную сторону, потому что бьет прежде всего по российскому производителю.