На Кубани некому лечить сердце

Остановка по требованию

Четыре года назад в краснодарскую больницу железнодорожников попал 70-летний пациент с острой сердечной недостаточностью. Вместо положенных 60 ударов в минуту его сердце едва дотягивало до 40. Жизнь больного то и дело висела на волоске. "Не волнуйтесь, медицинская техника сейчас творит чудеса, - успокоили родственников врачи. - Есть такой аппарат, который может поддержать работу сердца. Называется кардиостимулятор. Вставим в сердечную мышцу - и дедушка будет как новенький". Пенсионеру предложили бесплатный вариант. "А вы бы своему отцу такой кардиостимулятор поставили?" - оставшись наедине с врачом, спросил врача сын пациента. "Нет, - честно признался доктор. - Я бы поставил новейшую модель, но она очень дорогая". На суперсо- временную медицинскую штуковину ценой в подержанный автомобиль деньги собирали всей родней. Операция прошла блестяще. И больного вскоре выписали домой. Однако через несколько месяцев пациенту показалось, что его новенькое суперсердце работает хуже, и он отправился в поликлинику, к кардиологу. Тот его огорошил: "Аппарат ваш не работает, потому и чувствуете себя неважно". Расстроенный пенсионер предъявил претензии больничному врачу, проводившему операцию. "Не может быть! - обиделся доктор. - Я вам поставил лучшую, новейшую модель". Для перестраховки пациент отправился в другую городскую поликлинику. Но и там его не порадовали: "Аппарат на данный момент не действует". Тогда еще в Краснодаре не было специального прибора, программатора, который фиксирует работу кардиостимуляторов. Начали разыскивать специалистов, которые бы разбирались в новой медицинской модели. Но оказалось, что разбирается в них один-единственный доктор - тот самый, что проводил пациенту операцию. И больного в полуобморочном состоянии - от сомнений и страхов - супруга повезла в столичный кардиоцентр. "Заезд" к столичным светилам обошелся краснодарским пенсионерам еще в десять тысяч рублей. Московские кардиологи краснодарца обследовали и успокоили: "У вас все в порядке. Просто этот кардиостимулятор действует в режиме поддержки, как сторож: если сердце само более-менее справляется, аппарат и не должен включаться. А если пойдет серьезный сбой в ритме - вот тогда кардиостимулятор снова заработает". Краснодарские кардиологи из двух поликлиник этого не знали. Не знают и до сих пор. И сейчас к кардиохирургам приходят их бывшие подопечные: "А нам в поликлинике сказали, что аппарат остановился".

Материк невежества

На Кубани теперь есть своего рода остров современной кардиохирургии - краевой Центр грудной хирургии. Но это все-таки остров. И, несмотря на бесплатное высококвалифицированное обслуживание, которым здесь пытаются охватить как можно больше пациентов из кубанской глубинки, его специалисты не могут заменить собой кардиологов поликлиник и районных больниц. Но, как говорят врачи, успех любого хирургического вмешательства зависит от своевременного правильного диагноза. Есть определенный "коридор" показаний и для кардиохирургических вмешательств. Если опоздать, происходят необратимые изменения в сосудах - и хирурги только разведут руками. Хорошо, если району повезло с кардиологом. А если его вообще нет?

- К сожалению, из районов продолжают поступать запущенные больные, - рассказывает Ольга Позднякова, заведующая кардиологическим отделением краевого Центра грудной хирургии. - Пациентка 49 лет с пороком сердца обратилась к нам, когда уже начала задыхаться. Мы спросили: где же вы были раньше? Она ответила: "В Динской". Но ведь эта станица в сорока километрах от Краснодара!
Недавно краснодарские кардиохирурги столкнулись со случаем запущенного заболевания у родственника главного кардиолога одного из районов края...

Конечно, и сами пациенты порой сводят на нет работу докторов. "Скорая" на днях доставила пациента, которому только в июне провели сложнейшую операцию. И вот диагноз: прогрессирующая стенокардия. "Вы что из наших рекомендаций выполняли?" - спросили кардиохирур- ги. Он, честно глядя в глаза, ответил: ничего. Результат - его снова нужно оперировать.

- Мы провели диагностическое обследование работников одного из хозяйств Тбилисского района, - рассказывает краснодарский кардиолог-реаниматолог Василий Чаецкий. - Оказалось, что из 299 обследованных нами пожилых людей 238 страдают гипертонией. Причем верхняя цифра артериального давления одного из пациентов доходила до 280. Человек с сумасшедшим артериальным давлением не испытывал никаких неудобств и о своем недуге даже и не подозревал.

Больных сердечно-сосудистыми заболеваниями среди работников среднего возраста оказалось меньше, но цифра тоже немалая - примерно 40 процентов. Когда в последний раз были у кардиолога, они вспомнить так и не смогли. На вопрос, почему не обращаются к врачам, ссылались на нехватку специалистов и говорили, что времени на то, чтобы поехать к врачам в райцентр, нет.

Деньги на ветер

На Кубани, если посчитать бюджетные расходы, тратятся немалые суммы на закупку современного медицинского оборудования и новые лекарственные препараты. По данным краевого департамента здравоохранения, только в 2005 году на здравоохранение в целом ушло более 15 миллиардов рублей, в том числе 637 миллионов из краевого бюджета - на краевые целевые программы. Но в руках незнающего специалиста любая суперсовременная аппаратура - груда железа, а новое лекарство вместо пользы может принести вред. В мае нынешнего года для краснодарцев сделали, казалось бы, замечательное дело - для подстанций "Скорой помощи" приобрели дорогостоящий лекарственный препарат, который растворяет тромбы в сосудах. "Через час после его введения - конец инфаркту", - обрадовались одни специалисты. А вот по мнению других, применение этого лекарства вне стационара, на дому, рискованно, потому что чревато осложнениями, и в крупных городах, где есть возможность быстро доставить пациента в клинику, не имеет смысла. В глубинке же - разумно.


- В очередной раз бездумно попытались перенести западный опыт, - говорит главный кардиохирург Краснодарского края Кирилл Барбухатти. - Но у нас совершенно другой контингент больных. К примеру, пациентов с патологией сердечного клапана, ревматизмом там просто нет, потому что состояние здоровья каждого гражданина отслеживается постоянно с первых недель внутриутробного развития. Это дорогостоящее лекарство должно быть применено до четырех часов после того момента, как произошел инфаркт. А существенный процент больных в это время к врачам, как правило, не обращается.

В общем, некоторые подстанции от такого новшества отказались. В Краснодаре на момент получения этого препарата нашли всего лишь одну бригаду реаниматологов-кардиологов, которая оказалась достаточно подготовлена и рискнула попробовать это достижение фармацевтики. А был ли смысл рисковать?

Сейчас в больницах отдельных районов препарат для растворения тромбов уже появился. На конференциях в Краснодаре районных врачей убеждали в необходимости его использовать. Согласились единицы.

- Мы могли бы обучать специалистов на базе нашего Центра, в оснащение которого современной аппаратурой и технологиями вкладываются немалые бюджетные деньги, - считает Ольга Позднякова. - Но до сих пор здесь нет своей кафедры. Специалисты из районов, которые приехали бы к нам, получили бы доступ в святая святых Центра, в том числе и к современной медицинской аппаратуре, которой он оснащен.

Медицина двигается такими шагами, что врачу нужно проходить переподготовку не каждые пять лет, а чуть ли не каждый месяц, говорят опытные доктора. Меняется оборудование, меняется подход.
А в перечне вопросов, по которым сейчас раз в пять лет аттестуют врача на тот или иной разряд квалификации, до сих пор используются данные середины 90-х годов. Но ведь за 10 лет из- менились медицинские технологии, появились новые лекарства!

- Врачи зачастую учиться не хотят, - говорит Ольга Позднякова. - Хотя есть и специализированные журналы, и Интернет. Мы за уши их на бесплатные конференции вытаскиваем. Нет времени, да и не видят они в этом смысла. Нужен четкий стандарт, по которому можно было бы со специалиста потребовать, что он должен уметь и знать.

Но будет ли с кого требовать? Если в ближайшей перспективе зарплату поднимут только районным участковым, не исключено, что специалисты поменяют свой профиль: уйдут туда, где платят больше. Об этом тоже нужно подумать.

   комментарии

Александр Дюжиков, главный кардиолог Южного федерального округа, профессор:

- Сейчас на федеральном уровне планируется увеличение расходов бюджетных средств на здравоохранение, которые пойдут в том числе и на сердечно-сосудистую патологию, и кардиологию в целом. Что касается подготовки кадров, нужно, чтобы в вузах наша специальность преподавалась так, как положено, на современном уровне. Это не дело, что в мединститутах кардиология, сердечно-сосудистая хирургия на сегодняшний день не имеет собственной программы!

Петр Крупнов, главный терапевт краевого департамента здравоохранения:

- Кадровая проблема действительно требует принятия кардинальных мер как на краевом уровне, так и на уровне муниципальных образований края. Поэтому с 2003 года подготовка врачебных кадров для села с последующим их закреплением в учреждениях здравоохранения муниципальных районов края осуществляется в рамках краевой целевой программы "Сельское здравоохранение на 2004-2005 годы". В соответствии с данной программой за счет средств краевого бюджета обучаются в Кубанской медицинской академии студенты из районов, с каждым из которых заключены договоры. После окончания вуза они вернутся в районы, откуда приехали, и отработают там не менее семи лет. В дополнение к данной программе в настоящее время вместе с краевой администрацией и депутатами ЗСК мы готовим целевую программу "Врачебные кадры для сельского здравоохранения" на 2006-2008 годы. Программа предусматривает комплексный подход к решению кадровых проблем, что накопились в нашем здравоохранении за последние годы. Мы придаем большое значение профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому в 2006 году все гипертоники края по решению краевой администрации будут получать и врачебную помощь, и обеспечиваться лекарствами бесплатно.

Каких докторов не хватает на Кубани (по данным краевого департамента здравоохранения)

Укомплектованность узкими специалистами в крае: врачами-кардиологами - 70,5 процента, эндокринологами - 75,8 процента, урологами - 78,8 процента, аллергологами-иммунологами - 76,6 процента.
В 13 муниципальных образованиях края укомплектованность участковыми врачами-терапевтами не более 50 процентов, к примеру, в Туапсинском районе - 10,5 процента. Низкая укомплектованность участковыми врачами-педиатрами в Лабинском районе - 38,9 процента, в Кавказском - 40 процентов, в Белореченском - 42,1 процента, в Абинском - 46,2.