Раскол в ДПР усугубляется

"Круглый стол" о будущем Демократической партии получился прямоугольным. На мероприятие пришли Андрей Богданов и его соратник, руководитель исполкома Вячеслав Смирнов. Заявленный же сторонник Касьянова, бывший член СПС Иван Стариков участвовал в мероприятии виртуально - по телефону из Киева. И хотя прошло уже два дня со злополучного съезда, обе стороны еще явно не пережили и не прочувствовали все эмоции до конца. Напомним, что в минувшую субботу в Доме союзов экс-премьер Михаил Касьянов планировал стать новым лидером ДПР. Вместо этого в Москве прошли съезд противников Касьянова в Доме союзов и партконференция его сторонников в Измайлове. Обе стороны утверждают, что кворума у их противников не было. Правда, Андрей Богданов уверен, что его избрание председателем партии было вполне легитимно, и не скрывает дальнейших планов партстроительства. В субботу в ходе съезда он сообщил соратникам, что их мандаты останутся действительными вплоть до следующего съезда, который весьма оперативно планируется собрать в первой половине 2006 года. Тем временем Касьянов с примкнувшими к нему Стариковым и Ириной Хакамадой взял неделю на раздумье, чтобы решить, продолжить ли борьбу за бренд партии в судах или, напротив, создать новую партию.

На самом деле сейчас все будет зависеть от позиции региональных отделений, которую философски объяснил Вячеслав Смирнов: "Избрали делегатов от 49 отделений, делегации большие - от 4 до 20 человек, самые умные руководители делегаций не поехали сами никуда, но послали своих людей и туда и сюда, чтобы посмотреть". Особые надежды новое руководство ДПР возлагает на региональные предвыборные кампании: для многих членов партии участие по партийным спискам - самый легкий вариант, а до так называемого первого большого "дня региональных выборов" в марте региональные партийцы просто не успеют подыскать себе новую площадку.

Документы съезда в Доме союзов Андрей Богданов пообещал незамедлительно сдать в Федеральную регистрационную службу и его можно понять: с 15 января начнется плановая проверка его партии. Он не исключил, что многие региональные отделения после этой проверки будут ликвидированы, потому что не соответствуют новым требованиям численности. Собственно, именно поэтому, считает Богданов, эти делегаты и примкнули к Касьянову. Кстати, он еще раз отверг любые разговоры о подкупе делегатов. Что же до знакомства с членом президиума политсовета Францем Клинцевичем и его привлечения к переговорам с членами ДПР, то эту историю Богданов объяснил с подкупающей искренностью: "Когда пошел захват партии, я пошел по друзьям, но нет, в Кремль я не ходил". Лучшим подтверждением того факта, что он сам не является проектом Кремля, Богданов считает свое исключение из рядов "Единой России" два года назад.

"Касьянов психологически просто не может поверить в то, что такую фигуру, как он, отвергли рядовые члены партии, и его окружение будет убеждать в этом", - считает Смирнов. В ответ на это Иван Стариков заявил, что "мы будем строить новую структуру, чтобы не оставить никаких шансов разыграть вот этот сценарий с параллельными съездами". Он весьма оптимистично оценил шансы на успех: "События в субботу показали, что Михаил Касьянов является безусловным лидером демократической оппозиции, он опасен для власти, потому что посвящен во все закулисные дела власти, пользуется поддержкой на Западе, особенно поддержкой бизнес-кругов и части российской бюрократии". Словом, каждый остался при своем.