Новости

21.12.2005 03:11
Рубрика: Общество

Детский суд

Очередь в детские сады - 800 тысяч малышей

Подать голос, адресуясь на самый "верх", женский комитет заставили местные власти, которые распродали детские сады, видимо, решив, что с рождаемостью в стране покончено раз и навсегда.

Самый громкий "детский" скандал разразился в столице еще этим летом, но волны от него идут до сих пор. "Неожиданно" обнаружив десятитысячную очередь младенцев, правительство благополучной Москвы собралось чуть ли не "национализировать" розданные ранее детские сады, немало возбудив их нынешних владельцев. Во всяком случае многие именно так истолковали заявление отцов города. Так или иначе, но в столице сейчас в срочном порядке пытаются решить детсадовскую проблему. Ведь за минувшие годы потеряно было около тысячи садиков, но в то же время в столице разразился беби- бум. За последние пять лет ежегодно здесь стало появляться новорожденных на 25 тысяч больше, чем раньше.

Несмотря на удручающую общероссийскую демографическую картину, россиянки все-таки рожают. И тут-то и выяснилось, что, как и в столице, повсеместно система детских садов разрушена. Данные Росстата звучат как приговор: дети не нужны, в очереди в детсады сегодня стоят 800 тысяч детей по всей стране. Но сами мэры и губернаторы своих чад, видимо, давным-давно вырастили. Иначе чем объяснить, что во многих городах прямая обязанность муниципалитетов - помочь молодым мамам пристроить детей и спокойно выйти на работу - попросту игнорируется, а "детский вопрос" считается сугубо "частным"?

Куда податься дошколятам

При этом в разных регионах обстановка с дошкольными учреждениями все-таки разная. В Санкт-Петербурге, например, ситуация относительно благополучная: очереди ждут "всего лишь" две тысячи малышей.

В Вологде и Архангельске - порядка трех тысяч. В Екатеринбурге не хватает девяти тысяч мест. Еще больше очередь в Томске: более 12 тысяч, хотя специалисты и утверждают, что в нее записываются заранее, буквально в первые дни после рождения ребенка, а потому реальный дефицит - порядка двух тысяч мест. В той же Москве ребенок вообще может, миновав по возрасту и ясли, и сад, отправиться прямиком в первый класс: время ожидания места в садике составляет в среднем 4 года, а в очереди числятся 11,5 тысячи детей.

Как же так? Ведь есть закон о бесплатном дошкольном образовании: право на его получение имеет каждый ребенок. И пока этот закон никто не отменял. Дефицит же, как водится, порождает массу нарушений. Так, проверки прокуратуры в Челябинской области, Красноярском крае и других регионах показали, что везде творится одно и то же: процветают "вступительные взносы", с помощью которых можно пристроить ребенка в сад "вне очереди". Да и потом, когда чадо уже в саду, поборы продолжаются.

Причина нынешней ситуации общеизвестна: в начале девяностых лежащие на боку предприятия резво избавлялись от "социалки", а нищим муниципалитетам лишняя "обуза" нужна не была. К тому же рождаемость упала, здания многих садов пустовали, приходили в упадок и распродавались за копейки. Никто не подумал, не просчитал хотя бы на два шага вперед: что будет через несколько лет, когда жить станем получше? Демографическая ситуация начала налаживаться как раз тогда, когда из примерно 80 тысяч детсадов, которые существовали в России в начале девяностых, осталась всего половина.

Так, в Екатеринбурге власти после 91-го года "по бедности" закрыли примерно половину всех детских садов города - около 300. Теперь там располагаются не только коммерческие вузы, частные школы и банки, но и госучреждения, например, районное управление образования. А вот в Петербурге почти все дошкольные учреждения, принадлежавшие городу, удалось отстоять.

- В Петроградском районе, где я работал в те годы, мы сохранили все 70 государственных детсадов, - рассказал "РГ" первый зампредседателя городского комитета по образованию Геннадий Соколенко. - А из 40 ведомственных городу был передан всего один детсад, остальные "уплыли".

С необходимостью увеличить количество мест в детских дошкольных учреждениях сегодня сталкиваются власти абсолютного большинства городов. Цена вопроса в целом по стране порядка 12 миллиардов рублей. Примерно столько нужно средств, чтобы построить самые обычные типовые детские садики (проектная стоимость примерно 45-50 миллионов рублей) для 800 тысяч ребятишек.

Там, где есть деньги, строительство планируют. Но опять-таки все зависит от наполненности местной казны и от личных приоритетов власть предержащих. Например, в Архангельске в будущем году собираются открыть всего один сад на 126 ребятишек, хотя очередь превышает три тысячи. А в более благополучном Санкт-Петербурге утвержден план строительства 56 садов, 39 школ, которые намечено ввести в строй в 2007-2015 годах. В Москве практически все новостройки включают "плановое" количество детских учреждений, и острый дефицит городские власти обещают снять уже в ближайшее время. Правда, не только за счет строительства, но и возвращения городу старых зданий.

Попользовались, и будет

Примечателен в этом смысле опыт Новосибирска, где за два года очередь в детские сады удалось сократить почти вдвое - с 10 до 6,5 тысячи.

- Все муниципальные детсады будут освобождены от арендаторов, - уверена замначальника городского управления образования Наталья Копаева. - Договоры аренды не заключаются и не продляются. Если фирма, арендующая такие площади, не соглашается их освободить, мы обращаемся в Арбитражный суд. Кроме того, пытаемся вернуть городу и те здания, которые были переведены из муниципальной собственности в федеральную: сегодня там располагаются, к примеру, военкоматы или суды. Юридически это гораздо сложнее, но мы заняли жесткую позицию: здание должно использоваться по назначению.

Вернуть старые сады городу обещает и мэр Москвы Юрий Лужков. "Задача возврата в городскую собственность зданий, неоднократно сменивших собственника, - самая сложная с юридической точки зрения", - комментирует это решение руководитель гордепартамента имущества Владимир Силкин.

"Выселение" арендаторов, у которых истек срок договора об аренде, - все же несколько проще. Досрочное же расторжение предполагает и компенсацию расходов на ремонт, и выделение альтернативного помещения. Но поскольку многие бывшие сады были фактически перестроены, чтобы они могли принять детей, их нужно заново реконструировать. Получаются двойные, а то и тройные расходы. По мнению Силкина, необходимо вообще запретить строительство инвестиционных объектов на территории бывших садов.

Если же здание в свое время было продано в собственность, - это еще более сложная правовая задача, поскольку собственник вправе назначить городу рыночную выкупную цену. Поэтому приходится считать, что дешевле - выкупать здание с последующей реконструкцией или строить на новом месте. Где в условиях плотнейшей старой застройки найти это "новое место", - отдельный вопрос.

Но если в Москве "война" непрофильной аренде объявлена недавно, то в Екатеринбурге еще два года назад была запущена специальная муниципальная программа. Удалось вернуть четыре здания. Только в этом году городу это стоило 21 миллион рублей. Правда, строительство одного нового типового сада - это минимум 45 миллионов. Так что экономический эффект очевиден. В 2006 году в Екатеринбурге откроются еще 5 "старых" муниципальных садов. И все равно такими темпами с очередью не справиться. Поэтому мэрия собирается обременять "соцзаказом" застройщиков, возводящих жилые кварталы. (Это, кстати, уже много лет практикуется в столице.) Однако рост цен на новое жилье при таком раскладе неизбежен.

Ищем внутренние резервы

Более дешевый способ - перераспределение помещений между садами и школами. Из-за того самого спада рождаемости в середине девяностых школьников стало меньше. Значит, можно переоборудовать "лишние" классы и отдать их малышам. Это и происходит, например, в Новосибирске. Город проводит эксперимент по "предшкольному" образованию: "подготовишки" проводят в школах по четыре часа. Эти так называемые группы кратковременного пребывания - альтернатива переполненным садам. В Томске планируется перепрофилировать некоторые помещения в действующих садах. В Кемерово в общежитиях гостиничного типа впервые появились игровые комнаты для краткосрочного пребывания детей.

Для многих родителей даже такой "усеченный" вариант - спасение.

   Компетентно

Екатерина Лахова, председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей:

- Федеральные и региональные власти не должны абстрагироваться от этой проблемы. Если муниципалитет не справляется, ему обязаны помогать другие уровни власти. В конце концов, у нас в Конституции записано, что граждане имеют право на бесплатное и доступное дошкольное образование. Это значит, что родители "не пристроенных" дошкольников имеют право даже обратиться в суд, чтобы защитить конституционные права своих детей.

От нехватки детских садов прежде всего страдают женщины, которые не могут одновременно воспитывать детей и делать карьеру. Конечно, кого-то роль домохозяйки вполне устраивает, но ведь большинство хотят работать, и их руки и головы нужны стране. А ведь есть еще и неполные семьи. Их в России, кстати, очень много - 30 процентов. Ясно, что маме, одной воспитывающей малыша, без садика просто будет не на что жить. В целом же сложившаяся сегодня ситуация с детскими садами отрицательно влияет на демографию.

Общество Семья и дети Законодательная власть Госдума Защита детей Очередь в детский сад