21.12.2005 03:00
    Поделиться

    Создатели сборника "Толерантность против ксенофобии" против абсолютной толерантности

    В книгу также вошел исследовательский обзор МБПЧ "Расизм, ксенофобия, антисемитизм, этническая дискриминация в РФ: неутешительные итоги 2005 года". Создатели сборника отнюдь не сторонники того, чтобы в обществе царила абсолютная толерантность: это, считают они, могло бы привести к подмене индивидуальных прав человека групповыми. Но лишь отстаивая идеи толерантности в обществе, можно противостоять ксенофобной идеологии.

    Авторов книги, в частности, тревожит популярное в некоторых политических кругах заигрывание с национализмом, в результате которого в политику вместе с респектабельными националистами все чаще приходят маргиналы. А некоторая распространенность националистических идей в чиновничьем аппарате является, по мнению создателей книги, одной из причин неэффективности проводимой политики в борьбе с ксенофобией.

    Эмиль Паин даже выделяет такое явление, как "культурный расизм". При этом Паин отмечает, что если в первой половине 1990-х страну потрясла волна "национализма меньшинств", то, начиная с конца 90-х, в России наблюдается устойчивый рост национализма среди этнического большинства. В настоящее время около двух третей населения, по данным социологических опросов, в разной степени являются приверженцами лозунга "Россия для русских".

    Мешает бороться с ксенофобией на государственном уровне и недостаток знаний многих политиков и чиновников о национализме, а также их недооценка опасности радикального национализма в России. Владимир Мукомель, рассматривая проблемы национальной политики в России, отметил, что в последние годы произошла фактическая передача вопросов национальной политики с федерального уровня на региональный.

    Ученый выделяет четыре типа подобной политики - от полного отчуждения до конструктивного сотрудничества. Слабыми звеньями национальной политики регионов, по мнению Мукомеля, являются слабая координация различных ветвей власти между собой и их недостаточное взаимодействие с национальными диаспорами, увлеченность "фольклорной" стороной этой политики.

    Исследователь отмечает, что основами дискриминации на национальной почве являются зависть к "успешным" меньшинствам и предубеждения против "неуспешных" меньшинств.

    Поделиться