- Восьмого декабря 2003 года была упразднена 152-я статья Уголовного кодекса - "купля-продажа несовершеннолетних либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им", - рассказала "РГ" гособвинитель Лариса Прокопенко. - Эта статья предусматривала серьезное наказание за торговлю детьми - до десяти лет лишения свободы. С ее отменой в законодательстве появился пробел, который ничем не восполнен. Да, есть статья 1271 - "торговля людьми", но торговля, подчеркну, только "в целях дальнейшей эксплуатации". Под "эксплуатацией" понимается в том числе и изъятие органов.
В чем причина этой вдруг возникшей моды продавать детей именно "на разбор"? Все объясняется как раз несовершенством уголовного законодательства. Нет признаков продажи "с целью дальнейшей эксплуатации" - и предприимчивых родителей к серьезной ответственности не привлечешь. Поэтому - откроем тайну - оперативники, которые выступают в роли покупателей детей, вынуждены задавать продавцам вопросы: "А если у вашего ребенка возьмут почку для пересадки другому ребенку, вы против случайно не будете?"... Соглашается родитель с такой перспективой - все, его привлекают к ответственности по статье 1271 УК, от трех до десяти лет лишения свободы. Как и произошло с жительницей Брянска, которую осудили в октябре нынешнего года к шести годам колонии общего режима. По этой же статье вчера приговорен к пяти годам и 42-летний Игорь Лесных, отец Елизаветы, проданной за десять тысяч долларов в Новосибирске. Услышав про возможную пересадку, он только спросил: "Насколько это опасно?" - "Не знаю", - честно ответил ему оперативник. Через пятнадцать минут отец согласился.
- Это не провокация, - говорят милиционеры. - Мы, проводя следственный эксперимент, просто обязаны задавать такие вопросы, чтобы полностью выяснить намерения человека, решившегося на продажу ребенка. В конце концов, на нашем месте мог быть настоящий покупатель. Кроме того, мы не требуем отвечать сразу, даем время подумать - у того же Лесных было четыре дня, чтобы изменить решение.
Но "ужасы", от которых, по идее, общество стоило бы поберечь, - это только один аспект законодательной проблемы. Хуже, когда продажному родителю вообще удается фактически избежать ответственности. Как, собственно говоря, и случилось в Новосибирске с матерью проданной Лизы - 29-летней Ольгой Ямщининой. Ее сожитель Игорь Лесных вел переговоры с милиционером один на один - Ольга в тот момент лежала в роддоме. Согласившись на возможное изъятие почки, Лесных попросил "покупателя" не говорить об этом Ольге. Она сама утверждает, что всего-навсего хотела "передать ребенка в хорошие руки" из-за стесненных денежных обстоятельств. Между тем Ольга участвовала в сделке, собственными руками пересчитывая деньги за дочь. Торговля? По логике, конечно: товар - деньги, все это в руках матери. Но отправить ее за решетку... нельзя, Уголовный кодекс не дает.
- По упраздненной 152-й статье Ольгу Ямщинину неминуемо ожидало бы лишение свободы, причем от трех лет, - говорит гособвинитель. - Сегодня же эта мать отделалась легким испугом.
В итоге Ольгу осудили по 154-й статье УК - "незаконное усыновление (удочерение)". Раньше по этой довольно мягкой статье, не предусматривающей лишения свободы, привлекали к ответственности сотрудников органов опеки и попечительства, работников детдомов и прочих чиновников, чего-то напутавших с документами. Теперь - торговцев детьми. Вот такая гуманизация УК! При этом Ольга Ямщинина заявила в суде, что хочет сама (!) воспитывать ребенка. Иск о лишении Лесных и Ямщининой родительских прав еще только предстоит рассмотреть.