- Юрий Владимирович, в уходящем году исполняется пятнадцать лет МЧС России. Практически с нуля созданная спасательная служба стала одной из лучших в мире. Как часто к нам обращаются за помощью другие государства?
- Создавая службу с нуля, мы использовали опыт и нынешней России, и других стран. Обращались к традициям милосердия, которые были в дореволюционной России. Изучали уроки катастроф, произошедших в советский период, опыт мировых катаклизмов, активно взаимодействовали с иностранными спасательными службами, уделяя внимание и подразделениям, и команде управления. Все вместе это позволило создать такое министерство, какое есть сейчас. Теперь уже к нам начали обращаться за помощью и советом, понимая, что и у нас есть отличная спасательная служба. За 15 лет мы принимали участие более чем в 150 поисково-спасательных и гуманитарных операциях за рубежом, обеспечивали чрезвычайное гуманитарное реагирование, эвакуировали как россиян, так и иностранных граждан из зон кризисов. В соответствии с российским законодательством каждая зарубежная операция была проведена по просьбе правительства пострадавшей страны либо международных организаций и согласно решению Президента или Правительства РФ. В год мы участвуем в среднем в 10-12 крупных операциях.
- МЧС в 2005 году открыло свое постоянное представительство при Евросоюзе и НАТО, что, как отмечалось, будет способствовать продвижению российских инициатив по созданию так называемой "международной спасательной службы". Какие планы и задачи ставит перед собой министерство по участию в создании международных структур по предотвращению и ликвидации последствий глобальных катастроф? Насколько Россия готова финансировать свое присутствие в таких проектах?
- Во-первых, уже сам факт, что Россия направляет и финансирует своих представителей на таких ответственных направлениях, говорит о том, как наша страна относится к решению проблемы интеграции и создания международной структуры, готовой современными способами бороться с катастрофами. Кроме того, мы будем расширять свое влияние в других региональных и глобальных структурах. Сейчас в практическом плане обсуждается вопрос о нашем присутствии во Всемирной продовольственной программе. Все это говорит о том, что есть полное признание международных инициатив России в области предупреждения и ликвидации катастроф, чрезвычайного гуманитарного реагирования и содействия. Пока же наши представители продолжат работу по созданию Международного агентства для борьбы с катастрофами на качественно новом уровне, и первыми структурами такого рода могут стать евроэскадрилья и Европейский центр борьбы с катастрофами. Европа ведь уже интегрирована по многим отраслям. Почему нельзя объединиться, чтобы предупреждать различные чрезвычайные ситуации?
- На пространстве СНГ есть общая спасательная структура?
- В 1993 году была создана договорно-правовая база сотрудничества на постсоветском пространстве и создан Межгосударственный совет стран СНГ по предупреждению ЧС, куда входят все страны СНГ. За последние пятнадцать лет Совет собирался регулярно, проведено уже более 20 заседаний. Совет является координирующем органом, где каждая страна докладывает свои инициативы, возражения и аргументы, проблемы, и на межгосударственном уровне они решаются. Конечно, решаются и вопросы взаимопомощи. Более того, есть примеры совместных действий государств СНГ в оказании помощи третьим странам. В рамках и во исполнение этого соглашения с 1993 года создан такой механизм, как корпус спасательных сил СНГ - от каждой страны спасатели подготовлены для совместных действий.
К примеру, в январе этого года пострадавшая от цунами Шри-Ланка запросила одеяла, средства очистки воды и другие ресурсы. Их привез конвой из Минска, и мы их переправили на наших самолетах из Москвы в Коломбо.
- Вы заговорили о Беларуси. Расскажите подробнее про общую работу, которая ведется в рамках Союзного государства.
- МЧС России и МЧС Беларуси во многом идентичные министерства по структуре и функциям. У нас совместная коллегия, решения которой ставят актуальные задачи перед нашими ведомствами. Белорусское министерство эффективно решает задачи внутри страны и все активнее выходит за рубеж. Руководители наших ведомств находятся в постоянном контакте. Это позволяет вести общую работу по оказанию гуманитарной помощи третьим странам, как, например, той же Шри-Ланке или Пакистану в нынешнем году. Во-вторых, мы совместно оказываем помощь ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. У нас есть Всероссийский центр экстренной радиационной медицины, где проходят обследование и диагностику россияне и белорусы. В-третьих, мы ведем совместные научно-исследовательские работы, которые полезны и России, и Беларуси. Недавно белорусское МЧС выступило с инициативой обобщать статистику катастроф на всем пространстве СНГ. Это очень перспективно, поскольку такие знания помогут дальнейшей работе по предотвращению и ликвидации ЧС, повысят защищенность населения и природы государств на пространстве СНГ.