Дважды похищенная
Осенью этого года в Заветинском районе разгорелись страсти, достойные пера Шекспира. В милицию обратился житель хутора Тюльпаны Зубайру М. Он сообщил правоохранителям о том, что неизвестными похищена его 21-летняя дочь Сабият. Несчастный отец держался рукой за сердце и обещал порешить похитителей из охотничьего ружья. Свидетели видели, как трое неизвестных заталкивали девушку в машину. Сотрудники правоохранительных органов сразу начали проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий с привлечением значительных сил и средств, на дороге был объявлен план "Перехват". Повышенное внимание к подобным сообщениям обусловлено близостью Кавказа, где похищение людей является постоянным источником доходов бандформирований. Кроме того, девушка была очень красива, нельзя было исключать вероятность того, что она попала в сексуальное рабство.
Пропавшую нашли аж в Ставропольском крае, где она жила в семье похитившего ее молодого человека. По поручению прокуратуры Заветинского района прокурором Нефтекумского района было получено объяснение Сабият: "В тот день я вместе со своим будущим мужем Магомедрасулом и его сестрой (по обычаю при обряде похищения должна присутствовать еще одна женщина. - Примечание "РГ".) добровольно уехала в Нефтекумск. Согласно старому обычаю мы решили инсценировать похищение невесты. В настоящее время я замужем. Мои родители уже приезжали и примирились с моим мужем и его родней".
Почти одновременно с этой историей произошла другая: невесту пришлось похищать дважды, пока наконец кланы дагестанских Монтекки и Капулетти не примирились окончательно. Первое похищение произошло 12 июля 2005 года. Девушка купалась в речке, откуда ее вместе со старшей родственницей забрали и увезли на белой "Ниве" неизвестные. По заявлению отца к поискам Аминат Омаровой подключились все районные силы милиции. Вскоре Аминат нашлась - выяснилось, что таким образом на ней хотел жениться Магомед Джалилов. Однако девушка едва ли не с рождения была засватана за другого - даргинца из Дербента, отказать которому ее отец не мог.
Родственники Аминат настаивали на возбуждении уголовного дела, обещали жаловаться во все инстанции. Отпрыски оскорбленного отца девушки обращались в "скорую помощь" с якобы нанесенными им похитителями побоями. Однако, даже рискуя навлечь на себя отцовский гнев, девушка отказалась поддержать обвинение против суженого.
- Отцу жених неугоден, вот он и пытался с нашей помощью решить эту проблему, - прокомментировал эту ситуацию следователь прокуратуры Заветинского района Андрей Рыбалко.
По слухам, за эту шалость "неугодный жених" заплатил родственникам Аминат "штраф" около 200 тысяч рублей, но отказаться от своей любви все-таки не смог. Через два месяца девушка пропала вновь - ушла в сарай доить корову и в дом уже не вернулась. Ее родители написали очередное заявление в милицию и прокуратуру, опять были начаты поиски. Аминат нашлась там же, где и в первый раз. Но теперь родители, видимо, здраво рассудив, что дважды похищенную девушку на выданье теперь уж точно никто не засватает, не стали чинить препятствий ее замужеству. Хорошо то, что хорошо кончается...
В чужом монастыре...
Несколько слов о самом месте происшествия. Заветинский район находится на востоке Ростовской области, на границе с Калмыкией, и является одним из двух территорий области, на которых газификация еще даже не начиналась. В районном центре - селе Заветном - непроходимая грязь. Впрочем, машины там ездят редко, самый распространенный вид транспорта - велосипед,
Всего в районе, по данным переписи, проживает 18 508 человек, из них одних только чеченцев почти 4 тысячи. В общей сложности, только по официальным данным, здесь находятся представители 38 национальностей, в том числе и достаточно экзотических для российской глубинки - ассирийцы, греки, немцы, поляки, горные марийцы и табасаранцы. Все эти национальности настолько органично ассимилировались, что даже начали устанавливать здесь свои законы.
- С 12-13 лет многие дети перестают ходить в школу, - рассказывает ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Заветинского района Наталья Пащенко. - Начинаем разбираться, а они, оказывается, уже замуж повыходили, женились. Некоторых штрафовали. Помогало, но ненадолго. Причем браки в основном гражданские. Оно и понятно - кто ж в таком возрасте их зарегистрирует?
Самый крутой бизнесмен и основной работодатель для населения района - чеченец Вагид Кюриевич Бибулатов - импозантный мужчина, похожий на Аристарха Ливанова. Он и в сельской глубинке ходит стильно одетый - в костюме, при галстуке. Бибулатов живет здесь 30 лет и уже стал более русским, чем коренные жители района. Однако и он согласно национальным обычаям ни разу не видел своего зятя, общался со второй женой своего отца, с которой тот жил параллельно с матерью Вагида и вместе с обеими воспитывал 15 детей. На семейном поприще отличился дедушка Вагида - он имел 7 жен и 49 детей. Сам Бибулатов, видимо, из соображений экономии отказался от милых семейных традиций.
- Нет-нет, вы что-то путаете, у нас тут так не принято, это все равно что лезть со своим уставом в чужой монастырь. Средневековье какое-то! - возмущенно машет руками Вагид Кюриевич, но тут же признается в том, что не далее как на этой неделе стал невольным участником подобной драмы. Похищена была 14-летняя чеченская девочка, родители наотрез отказались отдавать ее замуж, и назревала междоусобная война. Как старейшине, наделенному официальным статусом председателя районного Совета по делам национальностей, Бибулатову пришлось улаживать скандал. Замуж ее так и не выдали, девочка опозорена и теперь ее участь - остаться старой девой.
Национальные игры
Для жительницы соседнего - Ремонтненского района по имени Райсат похищение стало романтическим началом семейной жизни. Пока ее родители поднимали на уши всю районную милицию, по свидетельствам очевидцев составляли фотороботы ее похитителей, девушка наслаждалась приключениями в обществе любимого человека.
- Мы давно встречались тайком и собирались пожениться, - рассказывает она. - Я боялась, что родители могут не согласиться, поэтому не предупредила их. Мы уехали на машине, потом она где-то в степи поломалась, ночевать пришлось в стоге сена, и только утром, мы на коне добрались домой, - при воспоминаниях о подробностях своего свадебного путешествия она не сможет сдержать счастливого смеха.
У матери 18-летней Тоибат Магомедовой едва не случился инфаркт, когда она не обнаружила дочь, выйдя из магазина. Женщины ходили по базару, мать отлучилась в павильон и вдруг, вернувшись, увидела только брошенные сумки. Позже выяснилось, что отец хотел выдать Тоибат за другого, таким образом, горянка добилась своего.
- Согласно статье 126 Уголовного кодекса РФ, лицо, добровольно отпустившее похищенного, освобождается от наказания, - рассказывает Андрей Рыбалко. - И заявителей я не могу привлечь за ложный донос, потому что они зачастую не в курсе того, что происходит. Они видят, что молодую девушку похитили, а кто, зачем, они не знают. Получается, что мы зря проводим масштабную работу, а затем отказываем в возбуждении уголовного дела по 126-й статье.
В исполнение национальных обрядов оказываются вовлеченными не только правоохранители, но и местные жители.
- В сентябре у нас тут свадьба была, - рассказывает сотрудник администрации села Кичкино Заветинского района Таисия Кичкина. - Такую погоню развернули - жуть, мы все перепугались, а потом оказалось, что это они так женятся.
- Как-то мой водитель попросил у меня машину: знакомые, мол, невесту попросили помочь довезти, - вспоминает помощник депутата Иван Шпаков. - Потом возвращается в шоке, рассказывает. Девушку-чеченку они забрали из ее дома спокойно. Возле калитки стояли ее братья, благосклонно посмотрели, ни слова не сказали. Но как только они сели в машину, эти горячие кавказские парни тут же вскочили на коней и бросились их догонять, стрельбу подняли, причем целились в машину. Водитель стал кричать: "Мы так не договаривались!" Очень он боялся, что в бензобак попадут и угробят их вместе с машиной. К счастью, обошлось. У чеченцев же если без резни - то это уже не похищение.
- Соседка моя, карачаевка по национальности, окончила 9 классов, - рассказывает местная жительница Мария Авдеенко, - и тут ее украл жених. - Гнались за ними до самой Карачаево-Черкесии, стреляли. Беглецы приехали, вошли во двор - и все, можно засылать сватов. Раз успели зайти за калитку, то она уже опозорена, даже если жених ее и за руку не держал. Родители согласились - а куда деваться, опозоренную девушку теперь вряд ли кто-то замуж возьмет. Отец невесты признался, что если бы тогда догнал на трассе, убил бы его.
Верность национальным традициям - это очень хорошо, народ должен их помнить. Но когда в национальные игры мигрантов из северокавказских республик оказываются вовлечены местные жители, сотрудники дорожно-постовой службы, милиционеры и прокурорские работники, десятки людей тратят попусту свое рабочее время... Не стоит ли оставить обычаи на территории своей республики?
комментарий |
советник Верховного муфтия России, член президиума Центрального духовного управления РФ Джафар Бикмаев:
- Я сам свою жену не похищал, но у меня несколько братьев делали это. На Кавказе так принято. Такого, как в фильме "Кавказская пленница", сейчас нет, обычно похищение проходит чисто символически: до этого молодые потихоньку обнимаются, шушукаются, целуются, потом договариваются. Невеста сама садится в машину, а затем посылают гонцов: мы вашу девушку украли, жениться хочется. Ставят родителей невесты перед фактом, договариваются и едут на бракосочетание по мусульманским обычаям. Были случаи, когда родители не хотели, шли к похитителям с бейсбольными битами, забирали дочь обратно, но это редчайшие случаи.
В Ростовской области я в таких авантюрах не участвовал, это противозаконно. В выходные дни у меня по пять-шесть венчаний, и я всегда при свидетелях спрашиваю: по собственному желанию вы выходите замуж? Бывает, что жених или невеста плачут, свидетели должны выяснить, отчего эти слезы. От радости ведь тоже плачут. Я на них смотрю, и, клянусь, у меня от радости тоже слезы наворачиваются - люди нашли друг друга. Я сталкивался и с тем, что женили насильно, и тогда не венчал молодых. Говорил: "Найдете общий язык, тогда приезжайте, а насильно венчать не буду".