В субботу соответствующую официальную ноту российское посольство в Тегеране направило иранским властям. Однако спустя сутки представитель иранского МИДа Хамид Реза Асефи неожиданно заявил, что его правительство не получало от Москвы конкретных предложений.
"Несомненно, - объяснил он, - мы рассмотрим любой план, который признает право Ирана на обогащение урана на собственной территории". И подтвердил, что Тегеран продолжит в Вене переговоры с "евротройкой" (Франция, Великобритания, Германия) относительно своей ядерной программы.
Впрочем, ожидать прорыва от этого диалога явно не приходится. По словам председателя Собрания исламского совета Ирана Голлямали Хаддада Аделя, "нам не нужны переговоры с европейцами ради переговоров". Он уверен: Запад хорошо осведомлен о решимости народа и правительства Ирана защищать свои права. Относительно возможной реакции "режима аятолл" на требования Евросоюза наложить мораторий на обогащение урана Хаддад Адель ответил, что этот вопрос следует отложить.
В иранском МИДе видят "оптимальный выход из сложившейся ситуации в создании консорциума с участием иностранных государств для реализации иранской ядерной программы" на территории страны. Однако очевидно, что это предложение президента Ирана Махмуда Ахмадинежада остается не более чем восточной хитростью, ставящей целью использовать опыт и технологии европейских государств для ускорения работ над ядерными программами. И вряд ли может рассматриваться "евротройкой" в качестве компромисса с Тегераном.
Ранее Вашингтон не раз выражал опасения, что правительство Ирана намерено использовать обогащение урана для производства ядерного оружия. На днях заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасностью Роберт Джозеф еще раз заявил, что Иран близок к производству ядерного оружия. Он уверен: введение экономических санкций со стороны Совбеза ООН не сможет сдержать агрессивные планы Тегерана. Однако, похоже, Иран перестал обращать внимание на подобные предостережения.
Между тем
Стремясь до предела затянуть переговоры с Евросоюзом, "режим аятолл" уже заявил о строительстве еще двух ядерных энергоблоков. Причем, по словам главы Высшего совета по национальной безопасности (ВСНБ) Али Лариджани, это решение не подлежит обсуждению на переговорах с евротройкой. Всего же, согласно планам иранского руководства, за десять лет будут сооружены еще 20 реакторов.