В мемориальной квартире Андрея Белого на Арбате состоялась презентация нового номера журнала "Наше наследие", многие материалы которого посвящены двойному юбилею главных символистов России - Александра Блока и Андрея Белого.
Торжества, которые проходили всю нынешнюю осень, включали в себя открытие выставок, конференцию в восстановленном Шахматове, издание книг, концерты - от Москвы до Брюсселя, где тоже есть свои блоко-беловские энтузиасты. Завершение мероприятий венчал не только выпуск сдвоенного номера нашего лучшего периодического издания по искусству, но и презентация факсимильного издания пьесы Александра Блока "Роза и крест", осуществленного издательским домом "Парад".
Спросят, факсимильное издание - чего? Замечательный художник-график Николай Купреянов (1894 - 1933), будучи еще учеником Петрова-Водкина, посвятил военное лето 1915 года переписыванию от руки блоковской пьесы и ее иллюстрированию. Теперь уникальные листы из собрания коллекционеров плюс томик комментариев увидели свет в качестве изящного двухтомника в футляре.
Но и этим дело не ограничилось. В этот же вечер были вручены юбилейные серебряные медали - "К 125-летию Блока". Их получили друзья журнала "Наше наследие" - блоковед Станислав Лесневский, директор музея Пушкина Евгений Богатырев, историк Сигурд Шмидт, специалист по Андрею Белому Моника Спивак, сенатор Наталия Дементьева.
Последняя, кстати, горячо возмутилась, когда было сказано, что петербургский Музей Александра Блока на Офицерской (ныне угол реки Пряжки и улицы Декабристов), которому как раз исполнилась четверть века, находится ныне в плачевном состоянии. В неохраняемом подъезде до сих пор не отселены жильцы из квартир. Нет условий для хранения и развития фонда. В связи с чем музейщики собираются разрознить уникальную коллекцию Николая Ильина, составившую основу музея.
Однако Наталия Дементьева заявила, что все не так. На самом деле предыдущее руководство, снятое за развал работы, ведет подкоп под Бориса Аракчеева, директора Музея истории Петербурга, в чьем ведении находится и Музей Блока. И именно потому, что тот пытается хоть как-то изменить ситуацию с тем же расселением квартир. Но поскольку руководители города жильцов не расселяют, то и фонд в его целостном виде хранить невозможно. Короче, собравшиеся решили, что Блок и сегодня живее всех живых, коли до сих пор вызывает по себе такие страсти.
Между тем блоковский номер "Нашего наследия" действительно хорош. Чего стоят одни только письма Любови Дмитриевны Менделеевой Блоку между ноябрем 1902 года и августом 1903-го, когда они были женихом и невестой, - письма нежной, страстной, влюбленной девушки, томящейся в ожидании автора "Стихов о Прекрасной Даме", пока тот залечивает венерическую болезнь и избегает встреч с ней.
Хороша, кстати, и статья о той самой мемориальной квартире Андрея Белого на углу Денежного переулка и Арбата, где проходила презентация. Вот уж куда обязательно надо прийти, чтобы увидеть из окна заснеженный переулок с фонарем, эти маленькие комнатки - детскую, спальню родителей, кабинет отца-профессора с математическими рукописями на письменном столе, эту залу и коридор с портретом вдохновенного Владимира Соловьева кисти Антонины Софроновой. В том же номере напечатана лекция Белого памяти Блока. Интереснейшие воспоминания о самом Андрее Белом. Да мало ли что еще. Ну а про полиграфическое качество журнала, который сам по себе произведение искусства, и говорить не приходится.