Алла Курбатова: реформа образования давала осечку из-за того, что шла "наверху"

Российская газета| Алла Викторовна, президентские гранты получат лишь 10 тысяч учителей и 3 тысячи школ. Но достойных, наверное, куда как больше?

Алла Курбатова| У нас миллион с лишним учителей и 64 тысячи школ. Но если выделить лучших - думаю, это немало. Получается, что грант сможет получить педагог из каждой шестой школы. Я абсолютно уверена в необходимости сегодня такого национального проекта. Думаю, он поддержит и доброе имя школы, и учителя в обществе.

Почему реформы образования в который раз дают осечку? Да потому что до сих пор модернизацию школы придумывали "наверху". А что делается сейчас? Предлагая поддержать сильнейших, власть дает обществу возможность познакомиться с передовым педагогическим опытом, который формируется "снизу". И на основании которого в дальнейшем можно построить уже новую концепцию модернизации российского образования.

РГ| А почему вы считаете, что реформы дают осечку?

Курбатова| Например, одним из направлений модернизации стало введение с 2007 года профильного обучения. Но ведь нельзя не видеть, что профильное образование в России существует давным-давно. Конечно, оно прижилось не во всех школах, а только в тех, которые немного дальше смотрели за горизонт и хотели добиться у себя максимально высоких учебных результатов. Допустим, в нашей школе четыре профиля "прописались" фактически с 1992 года. При этом наработана определенная схема, дающая, на мой взгляд, неплохие результаты. А новая схема профильного обучения, предложенная чиновниками образования, моей гимназии совершенно не подходит. Мало того, она уничтожит то, что в школе уже есть и успешно работает. Вот и получается удивительная вещь: "верхи" не видят, что "низы" уже создали.

РГ| Но все же главная проблема сегодня - нищенские зарплаты учителей. Может, именно ее решение и должно стать главным приоритетом национального проекта?

Курбатова| Проект не исключает повышения зарплаты. Просто это разные вещи. Попытка всех уравнять уже была. Сейчас другая задача - поддержать лучших. А взять и разделить всем сестрам по серьгам... И что? Увеличится зарплата на сто рублей - так никто этого толком и не почувствует. Но следующим шагом модернизации образования, я думаю, станет именно повышение заработной платы.

РГ| Вы участвовали в обсуждении критериев отбора школ и учителей на получение премий президента. Со всеми ли из них вы согласны?

Курбатова| В целом они отвечают требованиям сегодняшнего дня. Но мне кажется, их нужно разделить: для сельских и городских школ, для сельских и городских учителей. Об этом я говорила в докладе премьер-министру Михаилу Фрадкову. Ну, не подходят сельским педагогам такие критерии, как владение информационными технологиями и наличие авторских программ! И все же это люди с потрясающей гражданской позицией. Я встречала таких учителей, в том числе и на конкурсе "Учитель года России". Они с болью в голосе говорят о том, что если уйдут из села, то и сел больше не будет. Считаю, что таких учителей нужно поддерживать как можно больше.

Следующий момент. Один из критериев оценки школы в проекте - привлечение внебюджетных средств. Понятно, что многие школы без "внебюджетки" сегодня развиваться не могут, иначе они потеряют свой статус. Но возникает вопрос: а всякая ли школа способна заниматься подобной деятельностью? Возьмем, скажем, те же сельские: да им нередко просто обратиться не к кому. Подобные школы есть и в малых городах.

РГ| А ведь еще общеобразовательное учреждение должно являться ресурсным центром для других учебных заведений?

Курбатова| Вот-вот. В результате возникает ощущение, что критерии пишутся исключительно для Москвы и Санкт-Петербурга. А как же другие города? А села?..

"Спасением" для составителей критериев является то, что они хотя бы предусмотрели привлечение общественных организаций для оценки работы учителей и педагогического коллектива.

РГ| Кого из своих учителей будете выдвигать на премию президента?

Курбатова| У меня в школе работают около ста педагогов, и мы, естественно, задумываемся над этим вопросом. Пока это только "бумажный" процесс - трудно сказать, как надо лично готовить педагогов. Думаю, человек уже своей работой доказал, что он достоин гранта.

РГ| Вы общаетесь с коллегами - директорами школ: как они относятся к проекту?

Курбатова| Я знаю многих, кто заинтересовался всерьез. И к нам, в лучшую школу России, приезжают педагоги и руководители из других городов, чтобы соотнести наш опыт с их возможностями участвовать в конкурсах. Здоровый дух соревнования - это нормально, это должно быть. В обществе всегда есть лидеры, способные повести за собой, которые должны служить ориентиром для других и которые знают, как добиться успеха.

РГ| В этом году вы вошли в состав Совета по науке, технологиям и образованию при президенте и уже выступили на нем. Ваши впечатления?

Курбатова| На доклад, посвященный проблемам общего образования, мне было отведено пять минут. Но хотелось сказать многое. И я очень благодарна президенту, что он дал мне возможность договорить до конца, больше положенного времени. Как учитель я почувствовала, что он меня слышит и понимает. По реализации национального проекта "Образование" тогда выступил министр Андрей Фурсенко. После встречи у меня осталось глубокое убеждение, что в образовании вскоре произойдут подвижки. Реальные, а не на бумаге.

   мнение

Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики:

- Наверное, хорошо давать гранты учителям и инновационным школам. Вопрос в том, что эти меры, сами по себе полезные, зафиксированы сейчас в такой размерности, что не дадут желаемого эффекта, а могут в ряде случаев привести к противоположному. Давайте посмотрим: мы оставляем преподавателя на уровне очень низкой базовой зарплаты, примерно 60 процентов от среднего оклада по стране и примерно 40 процентов от средней зарплаты людей с высшим образованием. Одному учителю на три школы даем при этом грант в 100 тысяч рублей в год. Таким образом довольно сложно воодушевить кого-либо идти в систему образования и повышать свою квалификацию. Ведь что ни говори, а мыслей "кто ближе к директору, того и выберут" не избежать. А вот если в каждой школе будет 2-3 таких учителя, то по крайней мере появится база для сравнения.