30.12.2005 06:00
    Поделиться

    Алексей Кудрин: Нынешняя ставка подоходного налога - самый оптимальный вариант

    Алексей Кудрин. Фото: Константин Завражин.Напрягся и госсектор от разговоров, что компании с государственной долей участия берут слишком много кредитов за рубежом и тем самым увеличивают долги государства. А вдруг внешние заимствования с нового года, действительно, запретят? С просьбой прокомментировать эти прогнозы наш корреспондент обратилась к министру финансов РФ Алексею Кудрину.

    Российская газета | Алексей Леонидович, неужели ставка подоходного налога вместо нынешних 13 процентов будет вновь увеличена? Дескать, восторжествует социальная справедливость: бедные платят меньше, богатые - больше.

    Алексей Кудрин | Мое отношение к этой проблеме не изменилось. Ставка подоходного налога должна еще длительное время оставаться такой, какая она есть, то есть 13 процентов.

    Связано это с тем, что у нас еще остается теневая экономика, есть и сокрытие от налогообложения заработной платы, да и само налоговое законодательство не стало стабильным. Поэтому, если сегодня какие-то налоги и будут меняться, то отнюдь не в сторону повышения. Предположения же о введение прогрессивной шкалы подоходного налога приведут к тому, что многие зарплаты опять уйдут в тень. У нас подобная практика была, но никто больших налогов не платил. Поэтому для нашей страны нынешняя ставка подоходного налога - это самый оптимальный вариант на многие годы вперед.

    РГ | Не странно ли: государство старается быстрее покончить с внешними долгами, направляя на это львиную долю Cтабфонда, но в тоже время госкомпании, не стесняясь в аппетитах, набирают все новые и новые кредиты. А это, как уверяют некоторые, тот же внешний долг. Говорят, что теперь такие внешние займы запретят, и придется нашим госмонополиям занимать на внутреннем рынке.

    Кудрин | Речь идет не о том, чтобы запретить такого рода займы, а том, чтобы их ограничить. Ведь часть кредита можно взять на внутреннем рынке, а недостающие деньги занять уже на внешнем. И в результате получится, что заимствовать на внешнем рынке можно гораздо меньше, чем компания планировала.

    РГ | Правительство снова собирается взять в долг у населения, выпустив в новом году гособлигации для населения. Вы уверены, что люди их будут приобретать? Ведь доходность госбумаг, как правило, намного ниже той, которую предлагают банки, привлекая вклады населения.

    Кудрин | Дело в том, что ставки по таким ценным бумагам рассчитываются не к сегодняшней инфляции, как это делают банки, а к средней, и на весь срок выпуска. Бумаги можно выпустить на 5, 10 и более лет. Мы надеемся, что к тому времени инфляция будет намного ниже сегодняшней. Когда бумага "выйдет в свет", оценивать ее будет рынок. Здесь, конечно, многое будет зависеть от того, насколько рынок реально верит обещаниям правительства по снижению инфляции. А минфин намерен вести жесткую политику ограничения инфляции и уже к 2008 году довести ее до 4,5- 5,5 процента. Так что если бумага будет выпущена под 7-8 процентов годовых, она перекроет инфляцию. Сейчас, к примеру, средняя инфляция на ближайшие три года рассчитана где-то на уровне 6-7 процентов.

    Кстати, в более высоких банковских процентах заложена плата за риск. У государства риска меньше. Поэтому та дополнительная маржа, которую вынужден банк брать с клиента за риск, государство не платит. Кого интересует более высокая доходность, они могут, конечно, вложить и под 9 и под 12 процентов годовых, но с большим риском. Ну а те бумаги, которые выпустим мы, более надежны.

    РГ | Ничего себе надежны! Вспомните, как наши граждане в 90-х годах "погорели" на ГКО. А если история повторится?

    Кудрин | Я допускаю, что, однажды обжегшись, население может и не выкупить государственные облигации. Вас же это волнует? Тогда действительно механизм может не сработать. Именно поэтому на эти бумаги будет установлена рыночная цена и она как раз и будет оценкой рынка как надежности этих бумаг, так и индекса инфляции. Кроме того, помимо граждан, бумаги могут выкупить те же банки или пенсионные фонды.

    РГ | Минфин внес в правительство уточненный финансовый план на три года. Из него видно, доходы от нефти будут расти быстрее, чем это прогнозировалось ранее. Некоторые эксперты сразу заговорили о том, что в будущем можно будет резко увеличить расходы бюджета, но минфин якобы против этого.

    Кудрин | По уточненному прогнозу, доходы федерального бюджета в 2007 году вырастут по сравнению с июльским прогнозом примерно на 270 миллиардов рублей, а расходы действительно увеличатся лишь на 37,6 миллиарда рублей. Всем не дает покоя "набирающий вес" Стабилизационный фонд, объем которого на 1 января 2006 года составит 1 триллион 446 миллиардов рублей. Однако величина Стабфонда не может быть причиной, по которой его можно тратить, так как он страхует нас от инфляции и от укрепления рубля.

    РГ | А как расходуются нефтяные деньги в других странах?

    Кудрин | Там их тоже не тратят направо и налево. Более того, в Норвегии объем Стабфонда превышает 70 процентов ВВП, в Казахстане более 30 процентов, в Азербайджане он составляет 20 процентов ВВП, на Аляске - 100 процентов валового регионального продукта. В России 1 января 2006 года объем Стабфонда приблизится всего к 6 процентам ВВП. Так что у нас есть все основания его накапливать и дальше.

    Сегодня все охотно спорят о том, как потратить средства Стабфонда. И мало, кто думает, как эффективнее заставить их работать, приумножаться. Например, правительство Норвегии имеет возможность размещать средства Стабфонда не только в госбумаги различных стран, но и в корпоративные бумаги мировых компаний, так как у них доходность выше. И поэтому Норвегия больше зарабатывает на процентах. У нас говорят, что это очень рискованно. Но та же Норвегия одно время покупала бумаги "ЮКОСа". Да, после краха компании норвежцы потеряли на этих акциях. Но никакой катастрофы не произошло, так как наряду с акциями "ЮКОСа" Норвегия приобретала бумаги других российских компаний, которые сегодня стали выше в цене. Вот на эту тему я готов говорить с нашими экспертами. Надеюсь, что в новом году нам удастся наладить профессиональный диалог о рациональном использовании Стабфонда для сохранения сегодняшних стабильных условий развития и будущего страны.

    Поделиться