30.12.2005 05:00
    Поделиться

    Валерий Федоров: Ветераны начинают, молодежь выигрывает

    В начале 2005 года, на волне украинской "оранжевой революции", пушечным мясом для которой стали активисты молодежной сетевой структуры "Пора!", об этом много говорили и писали. А сейчас - начали подзабывать.

    Такое омоложение в 2005 году произошло как минимум в двух "взрослых" партиях: в "Единой России" и в "Союзе правых сил".

    Общее "старение" политических партий в России и консервация управленческой элиты происходят на фоне усталости электората от ветеранов политической сцены, его все более отчетливого желания увидеть новые лица. Молодежные организации могут обеспечить партиям необходимый ребрендинг, создав видимость ответа на такой запрос избирателей. Да и впервые голосующие избиратели на выборах 2007-2008 годов представляют собой лакомый кусок для всех участников политического процесса. На избирательные участки эти люди придут обязательно. Хотя бы просто чтобы попробовать, что это такое - быть избирателем. А вот за кого они проголосуют, сказать пока никто не может. Так что тема борьбы за молодежь актуальна для всех, включая и коммунистов, традиционно ориентированных на пожилых избирателей.

    Наиболее известное и успешное среди молодежных проектов 2005 года - движение "Наши". Почему молодые туда идут? В чем секрет действенности агитации явно контрреволюционных, провластных "комиссаров"? Исследуя жизненные ориентации современной российской молодежи, можно выявить несколько важных мотиваторов.

    Во-первых, это ориентация на индивидуальный успех - карьерный рост, материальное благополучие, самореализацию. Во-вторых, близость организации или партии к власти, чувство сопричастности к чему-то по-настоящему значимому. В данном случае к политике президента страны и курсу, который он олицетворяет. Наконец, в-третьих, любые коллективные действия рассматриваются с точки зрения расширения круга своего общения, иными словами - обрастания полезными связями, без которых в России ничего не делается.

    Обычно, рассуждая о молодежи, люди старшего поколения склонны ругать ее за малограмотность, бескультурье, агрессивность, цинизм. Как вариант - за тотальную погруженность в поп-культуру и виртуальную реальность. Конечно, подобные оценки противоречат мнению самой молодежи о себе. Агрессивность рассматривается ею скорее как целеустремленность, инициативность, привычка к информационным технологиям - как рамочное условие востребованности в наши дни. А чтобы добиться успеха в жизни, многие 18-24-летние готовы переступить через существующие моральные нормы, которые, по их мнению, устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего мира. Так считают 62% опрошенных молодых респондентов.

    Каковы же ценности молодых россиян? Первое место занимают материальное благополучие и семья. 18-24-летние россияне заявляют, что главное для них - жить в достатке (62%), сделать карьеру (37%), иметь высокооплачиваемую работу (27%), получить образование (21%), а также иметь хорошую семью (56%) и воспитать хороших детей (45%).

    В отличие от массы обывателей представители молодежных групп гордятся наличием в России большого числа миллиардеров и хотели бы оказаться на их месте (27-28%). Если по России в целом только 34% хотели бы видеть своих детей в списке миллиардеров "Форбс" (работает могучий стереотип: "не выделяться, жить как все"), то среди молодежи этот показатель почти в полтора раза выше (47-51%).

    Да и по своим политическим взглядам молодежь тяготеет к правому, либерально-демократическому флангу. Среди 18-24-летних значительная доля (42%) считает, что сможет обойтись без руководящей роли государства, которое должно не опекать, а лишь создавать равные начальные шансы. Подобной точки зрения придерживаются и 37% среди 25-34-летних россиян.

    От половины до двух третей молодых людей смотрят в будущее с оптимизмом. Правда, 25-34-летние более осторожны в оценках и более скептично настроены. 42-45% молодых людей удовлетворены тем, как "работает" демократия в России. С их точки зрения, государство должно ориентироваться не столько на порядок, сколько на поддержание свободы и соблюдение прав человека.

    Правда, свои взгляды молодые очень редко превращают в политическое действие, оставаясь, с точки зрения партий и кандидатов, скорее балластом, пассивом, чем электоральной реалией.

    Кумирами молодежи, по данным опросов, являются поп- и рок-звезды, представители "золотой молодежи" (52%), успешные бизнесмены и олигархи (39-42%), спортсмены (27-37%). И это отнюдь не аномалия, а вполне закономерное явление, характерное для большинства развитых стран.

    Все эти три группы четко ориентированы на зримый личный успех, что крайне важно для молодых. На фоне в целом скептического отношения к российским политикам они особо выделяют президента Путина. Его называют своим кумиром 14% опрошенных. Вероятно, дело тут не столько в уважении к должности главы государства и симпатии к курсу, который он проводит, сколько в привлекательности для молодых его личного примера.

    "Наши" тем и отличаются от многочисленных, но малозначащих припартийных "комсомолов", что сумели с самого начала поставить себя как успешная сетевая организация, в чем-то радикальная, как и сама молодежь, но при этом совсем не скучная и к тому же обещающая возможность продвижения по карьерной лестнице вплоть до попадания во властную элиту.

    Неслучайно вслед за "Нашими" и, вероятно, под влиянием опыта их успешной раскрутки перезапуск своей молодежной организации осуществила "Единая Россия". Ее "Молодежное единство" превратилось в "Молодую гвардию".

    Безусловно, основная часть молодежи в России сегодня аполитична. Она более или менее вписалась если не материально, так психологически в новые условия жизнедеятельности. Она не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более важные и интересные сферы и способы самоутверждения и самореализации. Ее внимание сфокусировано на других сферах жизни - работе, учебе, развлечениях, спорте, музыке.

    Свои взгляды молодые очень редко превращают в политическое действие

    Но существует и такой фактор, как неадекватность "взрослой" политики запросам, настроениям, стилю молодых россиян. Так, 27% наших респондентов уверены, что партии и политики просто не знают, что сказать молодежи, не занимаются ее проблемами, а 15% - что ее "зажимают", не выдвигая на руководящие должности. Кроме того, 14% заявили, что партии и политики имеют слишком скучный и невыразительный имидж, чтобы быть привлекательными для молодежи.

    Соглашаясь с такими оценками, сами молодые чаще упоминают свое неверие в возможность сделать быструю политическую карьеру. А ведь хочется всего быстро, уже прямо сейчас!

    Поделиться