11.01.2006 05:30
    Поделиться

    Леонид Радзиховский прокомментировал газовый конфликт с Украиной

    Соответственно, первый вопрос: так для кого же война в итоге оказалась победоносной?

    Ответ далеко не прост.

    Да, формально Россия как бы добилась своего - в тексте окончательного соглашения (кстати, весь текст не опубликован) прозвучала магическая цифра "российский газ по 230 долларов за 1000 куб. метров". Но, как известно, эти деньги будет платить вовсе не Украина, а посредническая фирма "РосУкрЭнерго", 50% которой владеет Газпромбанк. Что же касается Украины, то она-то будет платить 95 долларов, что, конечно, выше прежней цены (50 долл.), но, в общем, вполне устраивает украинских политиков, тем более что параллельно увеличивается оплата "Газпромом" транзита газа через Украину (с 1,09 до 1,6 доллара на 1000 куб. метров за 100 км трубы).

    Точно подсчитать баланс прибылей/убытков "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" сегодня достаточно сложно, но в общем очевидно - по деньгам достигнут некий разумный компромисс, "победила дружба".

    Отныне основной газ будет поступать на Украину не из России, а из Туркмении, Казахстана, Узбекистана (поэтому и цена - 95 долларов!). Что это для России? Потеря украинского рынка? Но, может быть, побольше бы нам таких "потерь" - Россия ("Газпром") избавляется от высокой чести фактически спонсировать "братскую республику", а российский газ, уже без прилагательного "братский", будет по нормальной цене идти в Европу. Поменьше братского газа - побольше чужих евро!

    Так что экономически Россия во всяком случае не внакладе.

    А политически?

    Здесь вопрос гораздо более сложный.

    Вся штука в том, ЧТО СЧИТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ РОССИИ.

    Если видеть эти цели в том, чтобы "отмстить неразумным хазарам", "показать, кто в доме Хозяин", кто кому старший брат и т.д. - то эти цели безусловно не достигнуты. Больше того. Не просто эти цели не достигнуты! Россия сама себе и всему миру доказала, что эти цели В ПРИНЦИПЕ НЕДОСТИЖИМЫ, АБСОЛЮТНО УТОПИЧНЫ.

    Россия - нравится это кому-то в США, на Украине, в Англии или на Сомали - самостоятельное, независимое государство. И ровно то же самое относится к Украине. Кого-то это огорчает, кого-то радует, но это, как говорится, "медицинский факт" - Украина точно такое же независимое государство, как Россия. Эксперименты (в том числе и последний, газовый) ясно показали: отныне отношения России с Украиной (и наоборот) - это отношения двух разных, равноправных государств. Отношения эти могут и будут строиться только на основе компромисса - как и положено между независимыми государствами.

    Что тут нового? Ведь Украина (как и остальные страны СНГ) независима с 1991 года. Да, все верно. Просто, как газ, развеялись иллюзии тех (довольно влиятельных) политиков в Москве, которые до сих пор воспринимают независимость Украины "с усмешкой" (снисходительно-иронической или довольно злой - не столь важно).

    Но если этот факт - факт независимости Украины и других стран СНГ - воспринят, наконец-то ВСЕРЬЕЗ, в полном объеме, то из этого следуют очень важные выводы для всей политики России.

    В конце 2005-го Путин провозгласил принципиально важную стратегию России - курс на построение энергетической газо-нефтяной сверхдержавы.

    Это курс: а) абсолютно реалистический, полностью вытекающий из реального положения дел; б) существенно новый, способный ПОЛИТИЧЕСКИ ЗАОСТРИТЬ стихийно складывающуюся в России ситуацию. "Газпром" и "Роснефть" (и примыкающие к ним крупные частные нефтяные компании) теперь оказываются в роли "копья Империи", энергетических сил стратегического назначения. У стихийно сложившейся ситуации появляется ЦЕЛЬ, стратегическая политическая цель, сформулированная президентом страны.

    Это очень хорошо.

    Но и саму эту цель можно понимать по-разному.

    Как минимум возможны два принципиально разных прочтения (хотя часто они и пересекаются).

    Первый вариант: политические усилия государства работают на то, чтобы лоббировать интересы российского энергетического сектора, а за ним и всей остальной российской экономики. Это значит - добиваться повышения цен на наше сырье, завоевывать новые рынки, прокладывать новые пути транспортировки, стараться осуществлять экспансию (скажем, приобретать иностранные системы газонефтепроводов, что получилось с Белоруссией и не получилось с Украиной). Короче: что хорошо для российского энергетического сектора (того же "Газпрома"), то хорошо на данном этапе и для России. Назовем этот вариант "экономическим".

    Второй вариант: экономические возможности "Газпрома", "Роснефти", других компаний работают на удовлетворение геополитических и иных амбиций государства. Это значит, например, торговать себе в убыток газом, электричеством, нефтью, но таким образом оплачивать некое "политическое влияние" в странах СНГ. Это может быть просто "престиж ради престижа", но могут ставиться и далеко идущие цели (в той или иной форме намеки на "имперский реванш" СССР, например). Короче: что хорошо для российских политических амбиций (или для амбиций российских политиков, что далеко не одно и то же!), то хорошо и для "Газпрома". Назовем этот вариант "амбициозно-политическим".

    Как известно, именно такой и была российская политика с самого момента возникновения СНГ.

    Я думаю, что теперь, именно теперь с этой политикой наконец-то будет покончено. Таков главный итог газовой войны. Надеяться на такое развитие событий позволяют последние высказывания Путина на встрече с Миллером и Христенко.

    Если так, то - братское спасибо Украине!

    Стремясь "окончательно родиться" как самостоятельное государство, перерезать психологическую пуповину, связывающую ее с Россией, Украина неизбежно на этом этапе будет "перехлестывать по части независимости", вступать в соперничество с Россией. Это - подростковые болезни "становящегося государства", "становящейся нации".

    Не знаю, насколько это полезно Украине, но для России "холодный украинский душ" крайне выгоден. Объективная картина, в том числе реакция Украины, доказывают России безнадежность "амбициозно-политического" пути, заставляют выбрать как единственно возможный и разумный "экономический" путь развития.

    Об этом и говорил Путин. Отказ от бартера. Торговля за деньги. Ясность (денежная измеряемость) выгод/убытков. Равноправие. Прозрачность. Так и только так России надо строить отношения с ИНОСТРАННЫМИ государствами - экс-республиками СССР.

    "Не учите меня жить, лучше помогите материально", говорят они России. Да, мы не будем вас учить жить, но не будет и никакой материальной помощи - резонно отвечает Россия. Отныне мы - равноправны, уважаем друг друга, не лезем во внутренние дела, торгуем. С Новым годом, с новым газом!

    Поделиться