И объяснил, что ООО "Кубанский стандарт" само занималось перевозкой вахтовых рабочих. Но на перевозки для "собственных нужд" сегодня в России лицензии не требуются, их просто отменили. "Проблема безопасности пассажирских перевозок стоит гораздо шире, - сказал Воронин "РГ". - В целом в России зарегистрировано более 750 тысяч автобусов, из них только 380 тысяч перевозит пассажиров на основании лицензий. Закон не предусматривает лицензирование перевозок пассажиров для так называемых собственных нужд, в том числе перевозки школьников". В Ространснадзоре, кстати, по этому поводу давно бьют тревогу.
"При выдаче лицензии в обязательном порядке предусматривается проверка технического состояния транспортного средства и соответствие его типа, организация медосмотра водителей, их режима труда и отдыха. А в перевозках для собственных нужд после отмены их лицензирования должного государственного контроля нет, - говорит Воронин. Поэтому любая фирма, имеющая собственный автобус, может отправить его в рейс, не проследив, отдохнул ли водитель перед сменой, прошел ли автобус техосмотр, имеет ли вообще данный водитель право перевозить людей, в том числе детей и школьников. А это очень специфический сектор. К примеру, при перевозке детей нужно учитывать целый ряд факторов: их нельзя возить в ночное время, в автобусе должен быть старший, водитель должен обладать определенным стажем, тип транспортного средства должен соответствовать всем требованиям для перевозки людей.
Сегодня в этой сфере, по словам чиновника, наблюдаются очень серьезные нарушения - водители, перевозящие людей, не имеют стажа и практики, не проходят медицинских осмотров перед рейсами, есть случаи, когда школьников возят на грузовых машинах, предназначенных для перевозок силоса, зерна или прочих сельскохозяйственных надобностей.
Или, к примеру, в этом году в России отменили лицензирование грузовых перевозок, среди которых перевозка и опасных грузов. "Мы были против отмены, но нас не услышали. А вы только представьте, что может случиться, когда 40-тонный автопоезд на скорости 100 километров в час влетит в железнодорожный состав", - говорит Воронин.
По его словам, чтобы предупредить подобные трагедии в будущем, а особенно при перевозке детей, необходимо внести поправки в Закон о лицензировании, дополнив его лицензированием перевозок для собственных нужд на разрешительной основе.
Сейчас его ведомство готовит соответствующее предложение в Министерство транспорта РФ. Кроме того, вероятно, в Ространснадзоре опять поднимут вопрос об ужесточении государственных регуляторов этой деятельности. А основным условием получения лицензии на автомобильном транспорте станет финансовая состоятельность соискателя лицензии.
В ОАО "Российские железные дороги" "РГ" привели такие данные. Ежегодно на транспортных железнодорожных переездах регистрируется до 300 происшествий. Из них более 98 процентов случается по вине водителей, которые нарушают правила дорожного движения. Так, в 2004 году из 284 аварий на переездах 230 (81 процент) произошли из-за игнорирования водителями красных сигналов переездного светофора, а 42 (14,8 процента) - из-за проезда водителями закрытых шлагбаумов.
Справка "РГ"
В 2004 году на сети российских железных дорог эксплуатировалось 12 384 железнодорожных переездов, на содержание которых было израсходовано около 5 миллиардов рублей. Еще около 3,5 млрд. рублей каждый год направляется на строительство новых путепроводов и оборудование техническими средствами железнодорожных переездов, ремонт подъездов к переездам.