Рамзан Кадыров хочет разрешить в Чечне многоженство

- В Чечне это необходимо, потому что у нас война, у нас, по статистике, больше женщин, чем мужчин, - сказал Рамзан Кадыров. - У нас это обязательно нужно, это важно для чеченского народа. Я это приветствую.

По словам Кадырова, из-за боевых действий в Чечне сейчас, по разным данным, число женщин превышает количество мужчин на 9-18 процентов. Он пояснил, что согласно мусульманским обычаям мужчина может иметь до четырех жен, если в состоянии их содержать. При этом вице-премьер высказал мнение, что для введения многоженства необязательно менять законодательство.

Рамзан Кадыров не первый представитель власти на Северном Кавказе, выступивший с подобной инициативой. В июле 1999 года тогдашний президент Ингушетии Руслан Аушев своим указом разрешил в республике многоженство. Вторую жену согласно указу президента мужчина мог взять в том случае, если "первая жена не может иметь детей или рожает только девочек, а муж хочет наследника".

Действие этого документа было сразу же приостановлено указом президента Ельцина как противоречащее российскому Семейному кодексу, который запрещает вступать в брак тому, кто уже заключил матримониальный союз. В Минюсте России была проведена юридическая экспертиза, подтвердившая, что указ президента Ингушетии противоречит Конституции России и действующему законодательству: Семейному кодексу РФ и Федеральному закону "Об актах гражданского состояния".

Однако для мусульманина многоженство - норма. Оно было на Кавказе и в Средней Азии всегда. Иметь четырех жен учит Коран. Условий два: уделять всем супругам равное внимание и обеспечивать их материально. Даже официальная регистрация брака в загсах появилась на Кавказе только в середине 1960-х годов.

До этого все решали национальные обычаи. Но и потом многоженство существовало неофициально, нередко мусульманин регистрировал одну жену, а жил с двумя-тремя. (К примеру, отец жителя Ростовской области Вагида Бибулатова имел двух жен, вместе с которыми воспитывал 15 детей, а его дедушка - 7 жен и 49 детей.)

- Раз Рамзан сказал, значит, нужно исполнять, - уверен ведущий специалист по идеологии муфтията Чеченской Республики Магомед Зауров. - В исламе это считается нормальным, нашим мужчинам это должно понравиться. Я бы тоже, наверное, хотел попробовать, только не знаю, справлюсь ли.

В аппарате президента Чеченской Республики более осторожны в оценках клича, брошенного Кадыровым.

- Этот вопрос уже определен в Конституции РФ, а раз мы являемся частью этой страны, находимся в правовом поле Российской Федерации, то говорить о многоженстве не приходится, - считает помощник президента республики Асламбек Алданов. - Другой вопрос, что в неофициальных формах многоженство существует везде, не только на территории исламских республик - среди русских тоже многие имеют по несколько семей. Так что этот вопрос необязательно должен решаться на государственном уровне.

   Комментарий

Далеко не все страны, в которых мусульманство является официальной религией, имеют законодательные акты, разрешающие иметь каждому мужчине свой гарем.

Наше же государство является не только многоконфессиональным, но и светским. И законы гражданского общества имеют превосходство над теми или иными религиозными устоями. Потому-то принятие закона, основанного исключительно на религиозных представлениях одной из религий, неизбежно вызовет протестную реакцию во многих слоях российского общества.

Гасан Мирзоев, доктор юридических наук, президент Гильдии российских адвокатов:

- Традиции Кавказа мне хорошо знакомы, я сам из горского народа и могу утверждать, что вопрос о законодательном разрешении многоженства очень сложен как с морально-этической, так и с юридической точки зрения. Даже если в Чечне будет проведен референдум и народ поддержит инициативу Рамзана Кадырова, то это еще ничего не решит.

В любом случае предлагаемые поправки в общефедеральные законы не должны противоречить основному закону - Конституции РФ. А в Конституции и в Семейном кодексе многоженство никак не прописано. Зато прописано равноправие полов. Это в свою очередь может породить встречную инициативу: а почему, чтобы не ущемлять права женщин, нельзя разрешить многомужество?

Восток, как справедливо заметил известный киногерой, дело тонкое. И решая вопрос о многоженстве, необходимо учесть именно множество тонкостей, которые, на первый взгляд, может быть, и не видны. В противном случае мы получим новый очаг напряженности, а как бы благое намерение может оказаться прямой дорогой в ад.

Продолжили комментировать предложение Кадырова вчера и думцы. Так, первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Любовь Слиска считает, что многоженство должно быть уравнено многомужеством, а вице-спикер от фракции ЛДПР Владимир Жириновский обещает этим летом взять себе вторую и третью жену. "Почему говорят только о многоженстве - раз у нас в стране равноправие, пусть будет и многомужество", - заявила Слиска. Она напомнила, что данная тема некоторое время назад с подачи В. Жириновского уже обсуждалась в Госдуме, "и тогда я высказала свое мнение по этому поводу - оно не изменилось и сейчас". По словам Л. Слиски, сегодня, к сожалению, у нас в стране слабым полом становятся именно мужчины, и их надо защищать; потому вопрос о многоженстве, пожалуй, не столь актуален, как вопрос о многомужестве. В свою очередь В. Жириновский заявил, что Р. Кадыров "абсолютно прав, и ЛДПР всегда поддерживала эту идею". "Летом я поеду на отдых в Чечню в село Центорой - родовое село Рамзана Кадырова - и готов там взять в жены двух чеченских девушек", - сообщил лидер ЛДПР. На вопрос, как отреагирует на это его нынешняя супруга, В. Жириновский сказал: "Первая жена - это святое, она ученая, но мы должны помочь и другим". Он заявил, что готов в весеннюю сессию внести на рассмотрение Госдумы законопроект, разрешающий многоженство. "Для этого нужно изменить всего одну строку в Семейном кодексе, добавив, что "разрешается регистрация второго и последующих браков без расторжения предыдущего", - сказал В. Жириновский. Как утверждает лидер ЛДПР, сегодня 300 тыс. детей в России ежегодно рождаются вне брака, и вообще в нашей стране женщин на 10 млн. больше, чем мужчин. Об их судьбе надо позаботиться, уверен парламентарий. Он заявил, что вопрос о многоженстве требует решения не только в Чечне, но и в России в целом.