Объем раскрываемой информации в частном секторе неуклонно растет

Несмотря на то, что Россию постоянно объвиняют в информационной закрытости, в последнее время отечественные и западные эксперты все-таки сошлись на том, что прозрачность российского бизнеса в течение последних 4 лет неуклонно растет. Так, оценивая прозрачность из максимально возможных 100 процентов, аналитики отмечают, что в 2002 году она составляла 34 процента, в 2003 году - 40 процентов, в 2004 году - 46, а в 2005 году соответственно 50 процентов.

 

Основной приток новых компаний в систему раскрытия, считают эксперты, связан с новыми требованиями ФСФР России. В результате общее число компаний, раскрывающих информацию о существенных событиях в своей жизни через ленты информационных агентств, по итогам 2005 года выросло почти на 50 процентов и превысило 7300, свидетельствуют данные агентства "Интерфакс".

Всего за 2005 год в системе было раскрыто около 48 000 сообщений, что примерно на 25 процентов больше, чем в предыдущем году. Напомним, что требование об обязательном раскрытии информации компаниями-эмитентами о существенных событиях через ленты уполномоченных информационных агентств было введено регулятором фондового рынка в октябре 2003 года. И сегодня их соблюдают около 95 процентов всех эмитентов, к которым оно относится.

Как отмечают эксперты агентства Интерфакс, повысилось и качество раскрытия с точки зрения своевременности, полноты информации, предоставления именно тех данных, в которых нуждаются участники фондового рынка. Проведенный анализ показывает, что в срок, то есть до 10 утра следующего за событием дня, публикуется 73 процента всех сообщений - против 65 процентов за аналогичный период 2004 года. Число сообщений, опубликованных с опозданием на день, осталось на прежнем уровне -12 процентов, зато выпущенных с опозданием на два, три и более дней - упало с 23 до 15 процентов.

Кроме компаний-эмитентов в сентябре к системе раскрытия впервые присоединились управляющие компании паевых инвестиционных фондов, и сейчас более 30 из них регулярно публикуют свои сообщения на ленте.

Однако при этом эксперты отмечают, что многие компании до сих пор не понимают, зачем существует система раскрытия информации, и соблюдают ее формально. Кроме того, часто раскрытие информации происходит лишь тогда, когда компании собираюется разместить свои акции на западных фондовых рынках.

Что интересно, наибольшую прозрачность демонстрируют компании, образовавшиеся уже в новою эпоху рыночных отношений, а вот компании еще советских времен не спешат раскрывать свои объятья. Но самое любопытное, что исследования международного рейтингового агентства Standard & Poor s, проведенные в прошлом году, показали, что уровень информационной прозрачности компаний с большей долей участия государства очень умеренный и составляет 47 процентов. В то же время средний показатель по 10 крупнейшим российским частным компания, имеющим листинг на биржах, составил 52 процента. Сопоставление же с государственными компаниями, представляющими такие же отрасли в странах Западной Европы и Северной Америки, показывает еще большее расхождение, средний показатель по группе аналогичных компаний составляет 63 процента. Так что получается, государство, призывая бизнес быть прозрачнее, само на деле не спешит реализовать этот лозунг.

Но самыми непрозрачными по результатам исследования остаются российские банки. Средний показатель раскрытия информации составляет 36 процентов. Тогда как показатель раскрытия информации в 10 крупнейших международных банках, используемых для сравнения, составляет 81 процент. Несмотря на то что в последнее время банки все активнее раскрывают информацию о своих бенефициарах, именно эта информация существенно отстает от практики раскрытия международными банками. Доля частного капитала, информация о владельцах составляет лишь 16 процентов от совокупного частного капитала.

Несмотря на то что большинство сегодня уже понимают, что раскрытие информации является ключом для входа на рынок, который обеспечивает приток инвестиций, почему-то наша открытость пока по-прежнему далека от принятой в цивилизованном обществе. Хотя эксперты обещают и в этом году дальнейший рост компаний, раскрывающих информацию о себе.

Между тем

ФСФР продолжает борьбу за информационную прозрачность. Сразу после праздников она утвердила дополнительные требования к порядку раскрытия информации жилищными накопительными кооперативами, число членов которых превышает пятьсот человек или которые размещают рекламу.

В соответствие с приказом ФСФР России "Об утверждении дополнительных требований к порядку раскрытия информации жилищными накопительными кооперативами" устанавливается порядок раскрытия следующей информации: об уставе и о внутренних документах, регулирующих деятельность органов кооператива; о формах участия в деятельности кооператива, установленных уставом кооператива или решениями общего собрания членов кооператива; о порядке определения стоимости жилых помещений, приобретаемых или строящихся кооперативом; о годовом отчете кооператива; о существенных фактах в деятельности кооператива. При раскрытии информации жилищный накопительный кооператив может использовать сайт в сети Интернет. Если кооператив обязан публиковать информацию в периодическом печатном издании и уставом кооператива не определено такое издание, публикация должна осуществляться в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства членов кооператива.

Обязанность жилищных накопительных кооперативов обеспечить доступ любому заинтересованному лицу к информации, подлежащей раскрытию, закреплена в Федеральном законе "О жилищных накопительных кооперативах".

Приказ ФСФР России "Об утверждении дополнительных требований к порядку раскрытия информации жилищными накопительными кооперативами" будет направлен в министерство юстиции для регистрации и вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.