19.01.2006 01:00
    Поделиться

    Беларусь утвердила программу по преодолению последствий чернобыльской катастрофы

    Первые недели наступившего года отмечены новым всплеском чернобыльской темы, что вполне объяснимо: в апреле исполнится двадцать лет как случилась трагедия. По городам и весям раскидала бывших соседей чернобыльская беда, а политическая чересполосица двух последних десятилетий навела между братьями государственные границы.

     

    В трактовке одних взрыв четвертого энергоблока ЧАЭС стал мрачным символом заката СССР и ускорил распад некогда единого государства. Другие продолжают считать все случившееся 26 апреля 1986 года роковым стечением обстоятельств, за которыми стоят просчеты конструкторов реактора, а спусковым механизмом стала вопиющая самонадеянность дежурной смены операторов...

    Что бы теперь ни говорили, а двадцать постчернобыльских лет, так по-разному всеми нами прожитых, побуждают задуматься: от чего ушли? куда движемся? от какого наследства надо решительно отказаться, а с чем сообща продвигаться на мировые рынки и укреплять экономику собственных стран?

    Одной бедой повенчаны

    Январская новость из Минска: правительство Беларуси утвердило Государственную программу по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2006-2010 годы. Более 677 миллиардов рублей из республиканского и местных бюджетов будет направлено на эти цели только в текущем году. Об этом сообщил председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Виталий Кулик. По его словам, средства пойдут в первую очередь на оздоровление населения, пострадавшего в результате аварии.

    Аналогичная пятилетняя программа завершилась в минувшем году. Она позволила в основном завершить переселение жителей Беларуси из наиболее загрязненных населенных пунктов и улучшить социально-экономические условия в тех местах, где отселение нецелесообразно. Что целесообразно, а что нет, власть решает совместно с учеными. Именно с этой целью в Гомеле создан Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека. В этом же областном центре прописались Институт радиологии, полностью ориентированный на чернобыльскую проблематику, Институт радиобиологии Национальной академии наук, Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, находящийся в ведении Минздрава республики.

    В интересах агропромышленного комплекса ученые проводят исследования и дают рекомендации о возможном изменении специализации и вариантах использования все еще загрязненных земель в хозяйствах Гомельской и Могилевской областей.

    Тем временем на Украине ищут радикальные способы, как избавиться от своей головной боли, - окончательно закрыть Чернобыльскую АЭС и обеспечить надежную "крышу" над аварийный 4-м энергоблоком. Ныне существующее укрытие, за которым прижилось название "саркофаг", было спроектировано питерским институтом ВНИПИЭТ, строилось в авральном режиме и, по уверениям проектировщиков и строителей, свою задачу выполнило. А в том, что после распада СССР до него ни у кого не доходили руки и объект "Укрытие" из средства защиты превратился в субъект угрозы и стал международной проблемой, вины своей не видят.

    На минувшей неделе эту тему президент Украины Виктор Ющенко обсуждал в Киеве с главой Ассамблеи стран-доноров Чернобыльского фонда "Укрытие" Хансом Бликсом, который в 1986 году был генеральным директором МАГАТЭ. Вместе с ним столицу Украины посетил вице-президент Европейского банка реконструкции и развития Фабрицио Саккоманни. Украинский лидер и европейские чиновники обсуждали, как сделать прозрачной и демократичной процедуру тендера на строительство нового саркофага, получившего название "Арка", а также условия дополнительного имущественного взноса Украины в размере 22 миллионов долларов в Чернобыльский фонд и выделение ею из госбюджета средств на содержание объектов ЧАЭС и повышение безопасности персонала станции. По расчетам МинЧС Украины, на возведение "Арки" нужно 1,091 миллиарда долларов. Европейский банк реконструкции и развития, являющийся распорядителем Чернобыльского фонда "Укрытие", в мае 2005 года сообщил о решении "большой восьмерки" и ЕС дополнительно выделить 185 миллионов на реализацию проекта, тем самым увеличив ранее собранную сумму приблизительно до 1 миллиарда долларов. В декабре минувшего года Германия официально пообещала выделить Киеву еще 12,4 миллиона евро на те же цели. Если в ближайшее время все прочие условия удастся согласовать, украинская сторона намеревается завершить строительство нового безопасного укрытия над разрушенным 4-м энергоблоком ЧАЭС до 2011 года - к 25-й годовщине с момента катастрофы.

    Лукавые риторы

    Минувшей осенью, в канун ежегодной генконференции Международного агентства по атомной энергии и грядущего двадцатилетия Чернобыля, в столицах ведущих государств Западной Европы, а также в Киеве, Минске и Москве был распространен широко разрекламированный Чернобыльским форумом доклад с участием ВОЗ и МАГАТЭ о новых оценках масштаба и последствий чернобыльской катастрофы.

    Доклад преподносили едва ли не как "первый документ, с цифрами и фактами которого согласны ведущие международные агентства и правительства пострадавших стран". По данным Чернобыльского форума, "к настоящему времени жертвами аварии стали 47 спасателей, а также девять детей, умерших от рака щитовидной железы".

    В качестве вывода-резюме предлагается еще одна цитата из того же доклада: "Нищета, болезни, обусловленные резким ухудшением экономического положения населения в странах бывшего Советского Союза, и проблемы психического здоровья создают намного большую угрозу местным общинам, чем радиационное облучение". Составители доклада утверждают: всего было зарегистрировано 4000 случаев рака щитовидной железы, главным образом у детей, однако за исключением девяти смертельных случаев все остальные пациенты выздоровели.

    "Наиболее серьезной проблемой общественного здравоохранения, вызванной аварией, на сегодняшний день представляются ее последствия для психического здоровья", - говорится в докладе. Правда, в другом его месте признают, что "общее количество погибших в результате чернобыльской аварии может достигнуть примерно 4 тысяч человек. Это примерно в четыре раза меньше, чем предполагалось ранее". Довольно благостная картина предстает из доклада и в отношении загрязненных территорий: "За исключением все еще закрытой и сильно загрязненной 30-километровой зоны вокруг реактора, а также некоторых закрытых районов с ограниченным доступом, уровни излучения в основном снизились до приемлемых значений".

    Среди ученых и экологов нашлись те, кто поставил под сомнение объективность такой трактовки чернобыльского наследства. И громкие титулы ВОЗ и МАГАТЭ их ничуть не смутили. Так, член-корреспондент РАН, президент Центра экологической политики России Алексей Яблоков заявил: "Доклад будет интересен специалистам как сводка данных и аргументов, целеустремленно минимизирующих последствия чернобыльской катастрофы".

    По мнению А. Яблокова, отдельного упрека заслуживают те 15 специалистов из Украины, России и Беларуси, которые принимали участие в составлении этого доклада, но почему-то проигнорировали многочисленные и глубокие работы по чернобыльской проблематике, проведенные исследователями наших трех стран, а сделали ставку на публикации и выводы исключительно западных авторов. Явное пренебрежение отечественными исследованиями - дополнительный пример необъективности авторов доклада, утверждает А. Яблоков.

    Другой член-корреспондент Российской академии наук, директор Института безопасного развития атомной энергетики Леонид Большов так не считает. Напротив, он выстроил поистине революционный взгляд на чернобыльские события двадцатилетней давности. И в декабре 2005-го на научной сессии Общего собрания РАН комментировал цифры, диаграммы, сопоставления с одной-единственной целью - доказать присутствующим, что "инцидент" на четвертом энергоблоке ЧАЭС по своим масштабам не только не подпадает под определение техногенной катастрофы, но даже не тянет на крупную аварию. По логике г-на Большова, в Чернобыле непосредственно от взрыва и при тушении пожара погибло не более двух десятков человек. А все, что случилось потом, включая запредельные по уровню опасности работы в зоне разрушенного реактора, эвакуацию многих тысяч людей из 30-километровой зоны и то, что до сих пор расхлебывают каждая по-своему Беларусь, Россия и Украина, - это, согласно заключению ученого, результат и следствие неадекватных управленческих решений.

    Как ни покажется удивительным, псевдонаучная апологетика не вызвала у собравшихся ни возражений, ни даже вопросов. Из всех участников "круглого стола" не удержался только один - член-корреспондент РАН Александр Дерягин, в прошлом глава администрации Калужской области. "Как же это получается? - недоуменно развел он руками. - Есть десятки, если не сотни тысяч пострадавших, их права на возмещение материального ущерба и вреда здоровью зафиксированы в законе - это и местное население, и те, кого принято называть ликвидаторами, они постоянно требуют к себе внимания властей, даже голодовки проводят..." Договорить возражавшему не дали: слева и справа на него зашикали, а председательствующий призвал "не нарушать регламент".

    Кого нынче взять в поводыри

    В преддверии печальной чернобыльской даты все громче слышны голоса о "ренессансе атомной энергетики". Новый глава Росатома Сергей Кириенко, побывав на инаугурации президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Астане, заговорил о необходимости восстановления отраслевых связей, которые существовали между предприятиями бывшего союзного Минсредмаша, оказавшимися теперь по разные стороны государственных границ - на Украине, в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане. На днях в структуре российского концерна "Росэнергоатом" образована новая дирекция - строящихся плавучих АЭС. Этот далеко не однозначный проект российские атомщики намерены активно продвигать на международный рынок.

    Словно в ответ на инициативы Москвы заговорили о намерениях наращивать потенциал атомной энергетики украинские политики. Президент Виктор Ющенко поспешил заявить, что Украине следует "сотрудничать с иностранными партнерами на серьезном политическом и экономическом уровне с тем, чтобы обладать полным циклом обогащения и производства ядерного топлива". По словам министра топлива и энергетики Украины Ивана Плачкова, для реализации этих целей в нынешнем году планируется создать концерн "Атомэнергопром", в котором будут сконцентрированы все мощности атомной промышленности. Это позволит увеличить добычу и переработку урана, а также в будущем создать завод по производству ядерного топлива. Новый концерн будет действовать наряду с Национальной атомной энергогенерирующей компанией "Энергоатом", которая объединяет четыре действующие на Украине АЭС и является крупнейшим в стране производителем электроэнергии.

    Долгосрочная энергетическая стратегия республики предусматривает повышение доли АЭС в структуре производства электроэнергии с нынешних 48 до 52 процентов. Предполагается строительство очередных энергоблоков на территории действующих АЭС, а также на новых площадках, в том числе Чигиринской и Одесской.

    Двадцать первого января в Киеве ждут главу российского Федерального агентства по атомной энергии Сергея Кириенко. Рассчитывают, что в ходе переговоров будет создана группа экспертов для отработки совместных проектов. Речь, в частности, идет о сотрудничестве в области создания АСУ технологическими процессами на АЭС и о заключении долгосрочного контракта с харьковским ОАО "Турбоатом" на производство турбин для атомных станций, которые Россия намеревается строить на своей территории и за рубежом, в частности, в Китае, Индии, возможно, в Болгарии, если выиграет объявленный там тендер.

    Дискуссия о целесообразности строительства у себя атомной электростанции на весьма высоком уровне велась и в Беларуси. Определенность наступила сравнительно недавно: постановлением от 18 ноября 2005 года правительство утвердило план мероприятий по реализации разработанной ранее Концепции энергетической безопасности республики. Есть план, предусматривающий "создание организационно-правовой структуры", которая займется выполнением подготовительных работ к строительству на территории Беларуси собственной АЭС. Ожидается, что в 2008 году должно быть готово ТЭО этих работ.

    Как заявил заместитель генерального директора Объединенного института энергетических и ядерных исследований "Сосны" НАН Беларуси, доктор технических наук Анатолий Якушев, "на территории республики есть возможность разместить атомную станцию и оборудовать разнотипные хранилища радиоактивных отходов без ущерба народному хозяйству и жизнедеятельности людей". Пока, по словам ученого, остановились на двух площадках: Быховской и Шкловско-Горецкой. Однако выбор места размещения АЭС - задача сложная и многофакторная, ведь нужно обеспечить надежность функционирования самой станции, а также гарантированную безопасность населения и окружающей среды. Практические шаги тут возможны лишь после того, когда руководство республики определится с источниками инвестиций и сроками начала подготовительных работ.

    Более подробно об этих планах и намерениях - в ближайших номерах "СОЮЗа".

    Поделиться